Российские компании на фоне санкций выстроились в очередь за господдержкой. Одним из источников финансовой помощи могут стать средства Фонда национального благосостояния. «Роснефть» прямо попросила из него 1,5 трлн рублей, которых в нем уже нет. Кому и на что выделят средства?
Санкции заставили по-новому взглянуть на ФНБ
Западные санкции, ограничившие доступ российских компаний к зарубежным финансовым ресурсам, фактически ведут к переосмыслению предназначения ФНБ. В феврале 2008 года, когда фонд был создан, его прямой задачей было софинансирование добровольных пенсионных накоплений и покрытие дефицита Пенсионного фонда. Сегодня пенсионная система образца 2002 года с солидарной и накопительной частью подорвана правительством, которое второй год подряд принимает решение о замораживании накоплений. Более того, стоит вопрос о полной отмене накопительной части.
С затуханием экономического роста в 2013 году часть средств ФНБ, объем которого вырос с 783 млрд руб. до 3 трлн руб., было решено вложить в инфраструктурные проекты. Но правительство собиралось инвестировать с отдачей, делая ставку на то, что вложения из ФНБ придадут импульс всей экономике и помогут привлечь дополнительные инвестиции. В результате этого фонд оказался и «стабилизатором» пенсионной системы (на 100% его средств), и инвестиционным ресурсом (сначала под это отводилось 40% его объема, затем 60%).
Ситуация поменялась после введения против России санкций со стороны Запада. Даже относительно мягких, а в случае с ЕС – временных, ограничений хватило, чтобы российские компании и госпредприятия встали в очередь за средствами ФНБ, обращаясь за господдержкой.
Банки из черного списка
Формально негосударственный Газпромбанк (35,5% его акций принадлежит «Газпрому», еще 10,2% – ВЭБу) попросил включить его в список банков, которые смогут конвертировать субординированные кредиты ВЭБа, выделенные ему в кризис 2008–2009 годов, в привилегированные акции. Напомним, тогда ВЭБ предоставил 17 российским
( Read more... )