Большинство людей мало внимает мифам религии и согласно им верить, так как считает, что все эти сказки и мифы оправдываются моральными истинами религии, тем, что она учит людей быть добрыми, честными, справедливыми...
С этим трудно спорить, но иногда вызывает возмущение то, что церковники весьма сами часто и бесцеремонно поступает весьма безнравственно и лживо. Поробуем остановиться на известном церковном суждении.
Есть такое (довольно таки бездоказательное) суждение: "МОРАЛЬ НЕВОЗМОЖНА БЕЗ ВЕРЫ». Попробуем показать а-ЛОГИЧЕСКУЮ форму и без-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ смысл суждения «без веры нет морали».
Такой подход («без веры нет морали») означает не что иное, как утверждение, что мораль — это необходимая производная веры, следовательно, сначала нужно быть верующим и только лишь верующий может быть моральным. Получается, если нет веры (конфессиональной, церковной), то нет и морали. Неверующий человек с необходимостью аморален – вот отсюда вывод.
Авторитетные представители церкви талдычат об этом постоянно – но правы ли они?.
Что ж, корпоративная логика всегда работает таким образом: учитель математики скажет, что без знания математики человек не может считаться образованным, так же и от церковник, понятно, будет настаивать на фундаментальном характере своего вероисповедания. Но то, что эти позиции имеют место в нашей жизни, ещё не означает, что они верны. Попробуем разобраться.
Формально-логический способ поставить под сомнение суждение «мораль невозможна без веры» чрезвычайно прост. Тот, кто высказывает такое суждение, должен согласиться также и с другим суждением: кто не верит, тот не имеет морали. То есть всякий неверующий (в конфессиональном смысле) одновременно аморален. Но куда деться от того, что нам известны примеры множества вполне себе моральных и при этом неверующих людей. Наличие морали ведь довольно легко установить — по делам и поведению человека. А вот наличие веры установить намного сложнее — церковность может иметь характер привычки или просто ханжеств.
Но насколько я знаю, православными у нас в обществе считают себя больше половины (актуально воцерковленными — процентов до 8-10). А есть ещё и другие вероисповедания. Откуда в нашем обществе столько коррупции, если в нём столько верующих, пусть даже и не очень церковно-дисциплинированных людей? Нам показывают много торжественных богослужений по телевизору, где мы наблюдаем большое число важных и при этом, видимо, верующих людей. Означает ли, что все они некоррумпированы?
Значит можно быть верующим и аморальным?
И если жизнь нам приводит множественные примеры, что «неверующий вполне может быть моральным, а верующий – аморальным», то можно ли верить священникам, утверждающим этот тезис (мораль не может быть вне веры»), который нам представляется изначально ложным?
И не означает ли это, что ВАЖНЕЙШЕЕ ОСНОВАНИЕ веры – ЛЖИВО?
no subject
Date: 2011-01-07 03:51 pm (UTC)no subject
Date: 2011-01-07 06:20 pm (UTC)"кто не верит, тот не имеет морали" - одинаковые суждения, а не абсолютно противоположные.
Упоительно опровергаете же вы совершенно другой тезис, мол, верующий человек обязательно морален. Ошибка. Следующий посыл "человек, имеющий мораль" не может быть коррумпирован. Ошибка. Значит можно быть верующим и аморальным. Запросто!
"А вот наличие веры установить намного сложнее — церковность может иметь характер привычки или просто ханжеств." - бля, ну правильная же мысль, неужели трудно следующий шаг сделать!?
"ВАЖНЕЙШЕЕ ОСНОВАНИЕ веры – ЛЖИВО?" Поскольку Вы написали это большими буквами позволю и себе пофлудить
КТО ВАМ СКАЗАЛ ТАКУЮ ХУЙНЮ, что "без веры нет морали" - это ВАЖНЕЙШЕЕ ОСНОВАНИЕ ВЕРЫ???? Это Вы где такое вычитали?
Итого: Берем курс основ логики и зубрим, зубрим... Да?
С Рождеством Вас, кстати.
no subject
Date: 2011-01-07 07:49 pm (UTC)(кстати и для такого философа, как Б. Рассел -тож).
И не передергивайте фразы: я сказал, что важнейшее основание для ПРИЯТИЯ веры (современного человека) - её моральная сторона.
А вы мне "пришиваете" (вовсе бездоказательно, что я утверждал, что "без веры нет морали" - важнейшее основание веры...
А я говорил о том, что "моральное основание" веры, как её важнейшее основание восприятия её современным человеком - мало чело стоит, потому, что само весьма часто лживо...
Хоть немного разбираетесь в посылках, или "дамский аргумент" все ж давлеет?
Где это вы нашли такую хуйню? Не у себя ли в голове? хе-хе..
И Вас с праздником...
no subject
Date: 2011-01-07 08:24 pm (UTC)no subject
Date: 2011-01-07 08:55 pm (UTC)Осталось только (начать и кончить) выяснить, что же такое "ИСТИННО верующий".... хе-хе..
2. Теперь насчет праведника...
Строго говоря, Праведник - в православии — это святой, который прославился своими подвигами и святостью жизни в обычных условиях, а не в монастыре.(святые из монашествующих называются преподобными).
Про таких не знаю -не попадались... в реальной жизни (всё больше в агиографии хе-хе).
Если же говорить о "праведнике" в расхожем смысле, то могу согласиться, с Толковым словарём русского языка Ушакова, что "праведник - это человек, живущий согласно заповедям, моральным предписаниям какой-н. религии. Человек, в своих поступках, в своем поведении ни в чем не погрешающий против требований нравственности".
Правда, обидно, что самый наш "толковый" толкователь русского языка путается в понятиях "моральное" и "нравственное"... хе-хе
Есть "моральные нормы", которым люди стремятся следовать. Эти нормы выступают как некий моральный императив (долженствование).
Но в жизни кроме "морали" есть ещё и "политика" и "право" и всякое другое (вплоть до физиологии), и потому человек часто поступает так, что оценива
Потому то, во время войны "убить" врага -нравственно (хотя не очень соответствует "моральным нормам") И т.д. то, что говорит о значительной разнице между "моральным сознанием" и "нравственной практикой"....
Вот и получается, что есть большая разница: не прегрешить против "морали" и " против "нравственности"...
Вполне, кстати, можно выдвинуть такое мнение: "святой-праведник" -который не прегрешил против морали, а рядовой праведник -который не прегрешил против нравственности... хе-хе..
мораль не синоним нравственности?
Date: 2011-01-08 11:37 am (UTC)Re: мораль не синоним нравственности?
Date: 2011-01-08 10:25 pm (UTC)Мораль - это область духа (должного), а нравственность - это область действий, поступков.
Не случайно и звучит (послушайте русскую речь: моральное сознание и нравственный поступок -и хуже, если наоборот)...
Другое, дело, что в расхожей речи эти слова могут выступать как синонимы (без специального анализа проблемы).
Так же как мы - зачастую - считаем синонимами слова "мышление" и "мысль","сознание" и "дух", "истину" и "правду"...
Но как только разговор принимает аналитический характер, то становится понятным, что это вовсе не синонимы, а специфические понятия..
Привет.
мораль - не синоним нравственности...
Date: 2011-01-09 04:31 pm (UTC)Re: мораль - не синоним нравственности...
Date: 2011-01-09 05:57 pm (UTC)Это мой бывший аспирант....
Алешка...
Привет, Ал
no subject
Date: 2011-01-08 10:22 pm (UTC)