al391: (Default)
[personal profile] al391

Мои умные дети частенько  попрекают меня  непрактичностью и  нерачительным отношением к собственной жизни. Я, обученная математике, не пошла в банкиры; знающая русскую словесность, не вступила на политическое поприще; понимающая толк в хорошей еде, не стала ресторатором – ну, и так далее. А стала я всего-навсего профессором и в результате из всех благ смогла дать им  только умение учиться.

Но ведь когда в восьмидесятых я задумывалась о карьере, быть профессором было не только интересно и почетно, но и очень практично. В самом деле, занимался профессор любимым делом; работал с виду совсем немного  (часа эдак три в неделю), а зарплату получал как норильский шахтер; мог позволить себе кооператив в центре города и дачу на Волге,  а за отпускными приходил в кассу с чемоданчиком – в портфель деньги не поместились бы. Профессоров уважали, их почитали, о них рассказывали легенды, каждый из них был уникален, неповторим и поэтому любим.

Сейчас все совсем иначе, и профессором имеет смысл быть только в том случае, если ты  кто-то еще: чиновник, депутат или, скажем, директор театра. Становиться просто профессором сегодня не стоит.

Во-первых, быть профессором теперь совсем неинтересно, потому что отныне не интеллектуал он, а клерк, бумагомаратель. Профессуру замучили (хотя просится другое слово) никому не нужными списками, сведениями, рейтингами, анкетами, портфолио, программами, планами, планами по поводу планов, отчетами, отчетами об отчетах – благо, наша бумажная промышленность, как и прежде, работает отлично. И так много приходится нынешним профессорам писать всякой регламентированной чуши, что заниматься научными изысканиями, работать над книгами, общаться с себе подобными, да что там –   просто думать совсем некогда. Горам макулатуры, которые выходят из-под пера нынешнего профессора, может позавидовать любой параноик-графоман. Любая кафедра, всякий вуз  – давно уже контора, которая все пишет и пишет. А где бумаги,  там и чиновники, чтоб проверять. И над каждым проверяющим есть свой проверяющий, а над тем – надзирающий, тридцать тысяч одних начальников над начальниками. И все они поучают, рекомендуют, проверяют, стращают  и строго наказывают тех, кто пишет мало и неприлежно. Скрип перьев разносится над нашим образованием и скрежет зубовный всех, усердствующих в бумагомарании!

Во-вторых, вузовским профессором быть теперь совсем не престижно. Профессоров больше не уважают, и на это есть веские причины. Народ, и не без основания, убежден, что докторский диплом, как и любой другой, сегодня можно купить или добыть его каким-то иным способом, далеким от научных изысканий. Действительно, в стране,  в которой так низок уровень образования, а продается практически все, далеко не каждый профессор поражает знаниями по своей специальности; не всякий является мыслителем, эрудитом или даже просто хорошо образованным человеком; не все получили свои дипломы по научным заслугам.  И снова вперед выступает делопроизводство: при том количестве бумаг, которое надо оформить для того, чтобы стать кандидатом или доктором наук, многие научные таланты предпочитают тратить время и силы не на оформление диссертационных дел, а на любимое дело, и от степеней и званий бегут, уступая профессорское место тем, у кого амбиций больше, чем способностей. Некоторые считают, и тоже не без оснований, что не только профессор может купить свои дипломы и аттестаты, но и у него можно купить многое: и оценку, и научную экспертизу, и научное руководство, и диссертацию. Что греха таить, и это случается, потому что в стране, где продается все, продается и это. Но что вы хотели, граждане? После того, как образование на государственном уровне было объявлено услугой, сеятели разумного, доброго, вечного уравнялись с официантами, таксистами, портье и разносчиками пиццы, которые, конечно, люди хорошие, но живут на чаевые. Но даже всамделишного и честного профессора в нашем отечестве не уважают. Профессора следует уважать за знания и дарования, а в России, где горе от ума,  далеко не у всех собственных знаний достаточно, чтобы ценить чужие. В итоге – видали мы этих умных, которые еще и шляпу с очками надели, да кому нужен их бред, нахлебники они и дармоеды.  

В-третьих, профессором быть невыгодно, даже накладно. Профессорские зарплаты сегодня сравнимы с пособиями  мексиканских безработных,  а работает современный вузовский профессор как пресловутая русская лошадь.  Читает он до десятка лекций в неделю; постоянно  правит чужие бездарные тексты; тиражирует дежурные статьи и книги (рейтинги же, а значит – и зарплаты!); как заяц на барабане, печатает бредовые бумаги (чтобы хоть на время отстали надзиратели!). Речь при этом идет не о качестве, а о количестве, не о сущности, а о видимости, не о деятельности, а об ее бурной имитации. Здесь уместно напомнить, что великий философ В. Соловьев к своим лекциям готовился по полгода,  а Ньютон за всю жизнь написал единственную книгу. А тем временем число вузов растет быстрее,  чем колония бактерий, абитуриентов от этого на каждый приходится все меньше и меньше, отсюда непременные сокращения преподавательских штатов. В результате многие работают на  кусочек ставки – а это за порогом черты бедности уже не в Мексике, а в Конго.

Да что там маленькое жалование! Скоро с  профессоров будут брать деньги за вход, как в том перестроечном анекдоте. В СГУ мы на свои кровные покупаем  канцтовары, заправляем картриджи; за свой счет ездим в командировки; сами оплачиваем расходы по конференциям, которые проводим; на свое издаем свои монографии и пособия. Командировочные платят только чиновникам, им же оплачивают их книги, которые написали не они. А недавно нам и вовсе было велено сложиться на зарплату замдекана по работе с молодежью. Произошло это, когда прежний замдекана, немолодой сотрудник нашей кафедры, запросил пощады и оставил своей пост, а достойной, то есть достаточно здоровой и прыткой, кандидатуры на освободившееся место среди его коллег не нашлось. Вот нам и предложили: раз сами такие ленивые развалины, наймите тогда того, кто помоложе да побойчее. И это на полном серьезе и весьма настоятельно.

В-четвертых, не тот пошел студент, ох не тот! Прошли те времена, когда юные жаждали учиться, а в группах физфака, например, из тридцати студентов случалось по двадцать  краснодипломников. Молодой народ испортили Интернет и единый госэкзамен. При этих не то что про яйца Фаберже нельзя упоминать – не стоит произносить  ничего, чего нет в ЕГЭ или в инстаграмм Оли Бузовой. Нынешний студент даже не про мифологических героев  – про Ленина не знает. Для него Маркс родился в Марксе, а Энгельс – в Энгельсе. Читать он умеет только с экрана. В школе его научили не писать, а ставить галочки. Я лично никогда не заглядываю в лекции своих студентов – не хочу получить сердечный приступ. Надеюсь, что этого не делают и их родители – иначе боюсь даже предположить, что они подумают обо мне. Пользуясь случаем, хочу уверить всех вас, родители моих студентов: я говорю совсем не то, что записано в их тетрадях, если, конечно, эти тетради существуют! К экзаменам больше никто не готовится: студенты давно поняли, что за каждого из них вуз борется с преподавателем и непременно победит, так что равно или поздно оценки в их зачетках появятся. И еще: на лекциях нынешний студент сидит в пальто, и не потому что холодно, а потому что снять лень. А иногда и в шортах, больше  напоминающих трусы, и не потому что жарко, а потому что с пляжа зашел.

Ну, и пятая причина. Нынешний профессор пребывает в постоянном страхе. Он боится начальства (все, кто не боялся, давно вылетели прочь). Он боится потерять работу, а вместе с ней и возможность заниматься наукой, ведь современная наука – дело коллективное. Он боится своего природного вольнодумства, которое претит вузовскому руководству, партийным нормам, идеологической цензуре, патриотическим установкам (немцем, немцем был Кант, хотя и жил в Калининграде!), церковным канонам, скудоумию стоящих над ним чиновников. Он боится развязного и невежественного, плюющего на него с высокой колокольни студента. Он боится не смочь, не доделать, не угодить, бездарно умереть от усталости во время очередной никчемной канцелярской кампании. И себя боится, боится того, что рано или поздно вспомнит великие нравственные принципы и идеалы научного познания и пошлет всех своих мучителей  и  надзирателей  так, как это умеют делать только российские профессора. А  еще больше боится того, что никогда не сделает этого.

Вот как-то так про эти причины, коротенько, минут на сорок – всего лишь пол-лекции. Так что перерыв, дамы и господа...
См.: http://www.vzsar.ru/blogs/3174

Date: 2017-03-18 05:06 pm (UTC)
From: [identity profile] lankastersky.livejournal.com
Интересно, насколько это правда? Когда я там был 5 лет назад, все было по-другому. И еще - если так быстро учебный институт деградировал, сможет ли он потом так же быстро восстановиться - силами оставшихся на месте или за счет новой крови.

Date: 2017-03-18 06:49 pm (UTC)
From: [identity profile] al391.livejournal.com
Заверяю тебя, Антон - это чистая правда..
Не веришь спроси у Н.В.П...
Её уже эта систеиа съела -может она тебе просто не сильнор жаловалась -не хотела растраивать..

Другое дело, что ваш факультет -отногсительно новый и там без знания дела трудно обойтись..
Может у вас было немного поменьше..
А на остальных гумакнитарных факах 0истоия, филология, социология, философия и т.д.ю вусе так и творится...
А не при тебе съели самого известного нашего историка, декана истфака - Косович и его шайка?

Я 42 года отработал в вузе -и все это видел на своих глазах - эту деградацию..
Ещё и не все6 и весьма анонимно описано...

Можно было бы и добавить -=по персоналиям...

З.Ы. А наш филиал ещё позорнее..

Помню Володя К. (сын Кузмича) мне прямо говорил - папа отвезет портфель с лимноном Комому и я буду вместо него...
Ну и стал деканом,(а второй сынок -проректором), да не повезло - оказался замешан в убийстве..
Сколко папа сил приложил -и отмазал...
А про второго сына и не говорю - пусть если хочет НВП расскажет, как он арбузы продавал в Воронежской области *проректор... хе-хе!) и как кто-то нечайно застрелил двух его должников -так до сих пор и не знают, кто это сделал (или приказал) -и милиции и прокуратуры, канешно, не знают хе-хе..

А как у нас на физмате - в помещении вуза открыли ресторан (пай там был и нашего шефа)..
И работал он во всю
, гулевонил, когда стиуденты во вторую смену занимались..
Пока двоих не убили в этом ресторанеь ("Флагмане")..
Только тогда с испугу его закрыли.... хе-хе..

З.Ы.Ы. А как у нас началшьство защищало (и дипломы и кандидасткие) и говорить не приходитсмя..

Сам -по приказанию Кузьмича принимал кандидасткие у мэра, главных чекиста и мукомола города хе-хе..
А куда деться...

Шеф настаивал, что бы поехали к ним в кабинеты там принимать это дело, но мы забастовали и они приехали в вуз.
Шеф (К.) требовал, что бы мы не глядя 5 поставили, но только по 4 им влепили и то заставили поговорить....
И они принесли из багажника кучу всего такого .... хе-хе..

Счаз один директором областного банка стал (крупный экономист хе-хе), про других не знаю -на пенсии видно...

Date: 2017-03-19 09:27 pm (UTC)
From: [identity profile] lankastersky.livejournal.com
Понятно, что интриги в универе всегда были, но до нас, простых ассистентов мехмата, они редко доходили. Приходили, бывало, просили, но раз в год, может быть. Короче, как-то культурно все выглядело, и работать не мешали. Конечно, в последние годы поток бумаг прибавился, понятно было, к чему идет. Не думал только, что так быстно. Хотя, может это и к лучшему - быстрей спираль ре-эволюции провернется, на контрастах - как было и как стало. У них уже нет терпения жабу медленно варить, я смотрю:)

Date: 2017-03-19 10:15 pm (UTC)
From: [identity profile] al391.livejournal.com
Да уж, А...

редко такое былвало раньше -дерьмо....

У нас -увы -так часто получается -ч ем хуже.
тем лучше....хе-хе..
Мама Наталья в трудах -квартиру продает...
Привет, мой А.



Ал

Date: 2017-03-18 05:59 pm (UTC)
From: [identity profile] krasa74.livejournal.com

Почему "идиотизм"? Так и есть. Я сама оттрубила 20 лет в вузе и знаю всю кухню изнутри

Date: 2017-03-18 06:36 pm (UTC)
From: [identity profile] al391.livejournal.com
Дык....
А я -40 лет и тож полностью согласен...

З.Ы. Кстати, ректорат СГУ инициировал наезд на неё со стороны газет и прокуратуры....

Date: 2017-03-19 06:04 am (UTC)
From: [identity profile] kh-sugutskiy.livejournal.com
потому считается что Димон более крепче сидит чем Путин
Школа интриг в ВУЗах сильна
Edited Date: 2017-03-19 06:04 am (UTC)

Date: 2017-03-19 07:23 am (UTC)
From: [identity profile] marivana531.livejournal.com
ну как без твоих обобщающих мыслей....
философ ты наш

Date: 2017-03-19 07:24 am (UTC)
From: [identity profile] kh-sugutskiy.livejournal.com
это не мои мысли
в жж прочел

Date: 2017-03-19 09:11 am (UTC)
From: [identity profile] al391.livejournal.com
:-))))))))))))))))))

Date: 2017-03-19 09:12 am (UTC)
From: [identity profile] al391.livejournal.com
Да, на самом деле это Димон -царь, а Путен у него подмпстерье... хе-хе..

Date: 2017-03-19 09:23 am (UTC)
From: [identity profile] kh-sugutskiy.livejournal.com
Путин играет в доброго царя
Вот поставит ДАМа на трон тот снимет кого то мощного имедийного, к примеру Чубайса под суд))), или там Пескова пожурит гранитом

Date: 2017-03-19 09:32 am (UTC)
From: [identity profile] al391.livejournal.com
дда уж..

Profile

al391: (Default)
al391

October 2018

S M T W T F S
 1234 56
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 26th, 2026 10:37 pm
Powered by Dreamwidth Studios