![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
В 20-30-е годы из центральных регионов СССР в массовом порядке под конвоем на территорию Казахстана, Урала, Средней Азии были выселены представители так называемого свергнутого класса, духовенства, а также зажиточные крестьяне (в ходе насильственной коллективизации). В предвоенные годы под разными предлогами из мест постоянного проживания были вывезены на Восток поляки, корейцы, иранцы, курды, греки и др.
С началом Второй мировой войны последовала депортация «нежелательных элементов» из Прибалтики, Западной Украины, Западной Белоруссии, Бессарабии, объяснявшаяся необходимостью укрепления безопасности государства. В годы Великой Отечественной войны депортации подвергались целые народы, обладавшие национально-территориальной автономией.
Основная часть из них была депортирована в Казахстан. Тоталитарный режим превратил Казахстан в гигантскую резервацию, куда были сосланы сотни тысяч людей из разных регионов СССР. Поэтому изучение истории депортации народов и спецпереселенцев как в отдельности, так и комплексно является актуальной проблемой. Вторая половина 20-х годов ХХ века в Советском государстве ознаменована рядом политических акций, которые сыграли немаловажную роль в дальнейших судьбах многих республик постсоветского пространства. Раскулачивание и конфискация, репрессии и депортации целых народов — все эти мероприятия были проведены советским правительством с конца 20-х до начала 50-х годов ХХ века.
Многие области Казахстана стали местом ссылки для раскулаченных крестьян и людей, осуждённых по политическим мотивам. По некоторым данным, в конце 20-х — начале 30-х годов ХХ века в Казахстан было выслано около 189 тысяч крестьян из категории раскулаченных. Высылались крестьянские хозяйства не только из центральных районов России и Украины, но и из Закавказья и Средней Азии. Значительная часть так называемых трудпереселенцев была расселена на территории Центрального Казахстана (будущей Карагандинской области). По документальным материалам, хранящимся в Государственном архиве Карагандинской области, следует, что национальный состав трудпереселенцев конца 20-х — начала 30-х годов был весьма разнообразен. И всё же основную массу кулаков составляли русские, украинцы и немцы, также среди них было немало казахов, поляков, белорусов, татар, евреев, эстонцев, мордвы, армян, грекоа, литовцев и других. Раскулаченные и политзаключённые стали дешевой рабочей силой.
Расселённые в Карагандинской области трудпереселенцы работали не только в специально созданных на территории поселков спецпереселенцев совхозах, но и на различных промышленных предприятиях области. В документах Карагандинского облисполкома приведен перечень более 70 предприятий, учреждений и организаций, в которых в 30-х годах прошлого века работали трудпереселенцы.
В 30-х годах ХХ века в Карагандинской области начинается крупномасштабное освоение угольного бассейна. В связи с этим основная масса трудпереселенцев была занята именно в угольной промышленности. Протоколом заседания Карагандинского бюро горкома ВКП(б) от 25 ноября 1933 г. было определено: «под спецпереселенческие шахты, исходя из принципа прикрепления шахт, территориально тяготеющих к определенному поселку, выделить следующие шахты: 7, 15, 19, 20». По состоянию на 1 января 1934 г. в Карагандинском угольном бассейне работало 10 397 человек, из них 5 525 спецпереселенцев, т.е. более 50% от общего числа шахтёров. В марте 1935 г. на шахтах области работало 5 608 спецпереселенцев, на строительстве было занято 1 339 спецпереселенцев, на других предприятиях региона — 4 627. Всего по статистическим данным на 26 марта 1935 г. было учтено спецпереселенцев, работающих на промышленных предприятиях, 11 574 человек.
Для спецпереселенцев не было создано никаких условий ни в рабочем, ни в бытовом плане. Об отношении к работающим трудпоселенцам говорится в протоколе Карагандинского горисполкома от 1 января 1933 г.: «…Самовольно бросающих работу (спецпереселенцев) или уволенных с производства за прогулы, лодырничество и другие поступки лишать работы на срок от 5 до 15 дней со снятием с пайка как самого виновного, так и членов его семьи. По истечении срока взыскания их направлять на менее оплачиваемую работу в пределах спецпайка, со снижением пайка до 400 грамм. Установить, что хлеб выдается рабочим и членам их семей на следующий день после выхода на работу. Районной комендатуре выявить наиболее злостных прогульщиков из спецпереселенцев, оформить материалы и добиться их выселения в концлагеря».
Приток спецпереселенцев в Казахстан усилился со второй половины 30-х годов ХХ века, когда Советским правительством во главе со Сталиным была развернута массовая депортация целых народов. В апреле 1936 г. Совнаркомом СССР было принято постановление «О переселении, как политически неблагонадежных, поляков с Украинской ССР в Казахскую ССР». По некоторым данным, накануне войны с территории Прибалтийских республик, Западной Украины и Западной Белоруссии было выслано 104 тысячи поляков и членов их семей.
В связи с угрозой мировой войны насильственному переселению на территорию Казахстана были подвергнуты польские семьи, имеющие родственников за границей, ввиду своей неблагонадежности. Этот процесс усилился с началом войны, когда в массовом порядке с прифронтовых территорий интернировались лица, считающиеся иностранноподданными (поляки, немцы, евреи и др.). На территории Карагандинской области, на базе Спасского отделения Карагандинского лагеря МВД был организован лагерь военнопленных и интернированных. По данным областного государственного архива, с 1941 по 1950 год в этом лагере среди других заключенных находилось 1 208 поляков, как попавших в плен, так и интернированных с прифронтовых территорий. 155 заключенных поляков умерли и были захоронены на территории лагеря. В документальных материалах Карагандинского обкома партии Казахстана имеются сведения, что по состоянию на 20 августа 1949 года на территории Карагандинской области на поселении находилось 340 семей, или 1 629 человек спецпереселенцев — поляков.
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 7 января 1956 г. были сняты с учета спецпоселения поляки и члены их семей, выселенные в 1936 году из пограничных с Польшей районов Украинской ССР и Белорусской ССР. Снятие ограничений по спецпоселению не влекло за собой возвращение имущества, конфискованного при выселении и не давало права возвращаться в те места, откуда они были выселены.
В 1937 г. было принято постановление о переселении корейцев из Дальневосточного края; в Государственном архиве Карагандинской области хранится сравнительно небольшой комплекс документов по истории спецпереселенцев, часть из этих документов касается переселения корейцев, которых интернировали в Карагандинскую область. Необходимо отметить тот факт, что депортация происходила в нечеловеческих условиях. Постановление СНК КазССР от 09.10.1937 года предписывает расселить в Карагандинской области 2 600 хозяйств переселенцев-корейцев, расселить 1 тыс. 100 семей корейцев на территории трудпоселка № 13 совхоз «Кар.уголь» Тельманского района, а находящиеся там семьи трудпоселков срочно переселить в Карагандинский и Осакаровский трудпоселки. 900 семей корейцев-углекопов расселить при шахтах № 9 и 12 второго рудника для использования их на работах в этих шахтах. Обязать «Кар. уголь» перевести работающих на втором руднике вольнонаемных рабочих и трудпоселенцев на работу в другие шахты. В освобождающихся жилых помещениях расселить корейцев. 200 семей корейцев служащих и специалистов расселить по районам области. Все трудоспособное население, депортированное из Дальнего Востока, было распределено в трудовые армии, где условия, по воспоминаниям очевидцев, были намного хуже, чем у заключенных КарЛАГа.
С началом Великой Отечественной войной против фашистской Германии в СССР начинаются гонения на советских немцев. 26 августа 1941 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об упразднении немецкой автономной области в Поволжье». 12 сентября 1941 г. было принято Постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) «О размещении немцев Поволжья в Казахстане», а 3 октября 1941 г. — «О переселении немцев из Грузинской, Азербайджанской и Армянской ССР». По различным данным, за 1941-1942 гг. было депортировано в Казахстан от 225 до 350 тыс. немцев. Основная их часть была расселена в Центральном Казахстане. Трудоспособное население было распределено в трудовые армии.
В октябре 1943 г., согласно Постановлениям СНК СССР было переселено в Казахстан около 70 тысяч карачаевцев и около 100 тысяч калмыков. В 1944 году был принят целый ряд постановлений Правительства о депортации народов: 31 января 1944 г. — о переселении чеченцев и ингушей, по которому в Казахстане было размещено более 400 тысяч человек. 5 марта 1944 года — о расселении в Казахстане балкарцев, согласно которому в Казахстан было переселено около 25 тысяч человек. В январе 1944 года в Карагандинскую область предполагалось вселить 36 тысяч человек, переселенных с территории Северного Кавказа. В связи с этим совместным постановлением облисполкома и бюро обкома КП(б)К были созданы «тройки» для приема и размещения спецпереселенцев при областном, городском и районных Советах.
На 1 января 1948 года в Карагандинской области числилось уже 31 тыс. 197 человек — переселенцев с Северного Кавказа. Разница почти в 5,5 тысяч человек. Объясняется тем, что часть чеченцев и ингушей выбыли из области для воссоединения семей, но основная причина была в высокой смертности среди спецпереселенцев. Только за 1945-1946 гг. умерло 3 тыс. 474 чел., из них 1 636 детей. В отчете по хозяйственно-трудовому устройству указываются основные причины смертности: болезнь тифом, инфекционные заболевания, дифтерия и корь у детей. Но несомненно, что главной причиной смертности было тяжелое материальное и бытовое положение переселенцев и элементарное недоедание.
В мае 1944 года Советским правительством было принято постановление о переселении крымских татар. Из Крыма было вывезено 191 тыс. 044 представителя татарской национальности. Основная масса спецпереселенцев-татар была расселена в Узбекской ССР, но часть их, 4 501 человек, попала в Казахстан, в том числе и в Карагандинскую область. Основная масса трудпоселенцев из числа крымских татар была задействована в сельском хозяйстве, но также имеются сведения, что, помимо работы в сельском хозяйстве, они в 30-40-х годах работали на шахтах комбината «Карагандауголь».
По состоянию на 20 августа 1949 года на территории Карагандинской области находилась на учете 21 семья — 37 человек спецпереселенцев крымских татар. По документам Ворошиловского районного отделения управления МВД следует, что в 1948-1952 годах списки спецпереселенцев пополнились татарами, освобожденными из КарЛАГа и поставленными на учет в спецкомендатурах. К сожалению, точного количества освобожденных из КарЛАГа татар установить по документам государственного архива практически невозможно.
31 июля 1944 г. — в Казахстан из Грузии было депортировано более 27 тысяч турков-месхетинцев. В конце войны с территории Западной Украины подверглись переселению более 100 тысяч 310 ОУНовцев и членов их семей. Часть из спецпереселенцев — ОУНовцев была расселена в Казахстане, в том числе и в Карагандинской области. По состоянию на 1 августа 1949 года в Карагандинской области на спецучете находилось 3 019 семей — 7 433 человека спецпереселенцев — ОУНовцев (организация украинских националистов).
К началу 1950-1951 учебного года в Карагандинской области было учтено детей спецпоселенцев-украинцев в возрасте от 7 до 14 лет — 1 028 человек. 626 из них проживали в городе Караганде: в Кировском районе — 175 школьников, в Ленинском районе — 141, в Сталинском районе — 95, Шахтинском районе — 127, в Железнодорожном районе — 88.
В 1948-1952 годах списки спецпереселенцев пополнились украинцами, освобожденными из КарЛАГА и поставленными на учет в спецкомендатурах.
По различным данным, в Казахстане в период войны находилось на спецпоселении от 900 тысяч до 1 млн 209 тысяч человек. Представители практически всех народов, депортированных в Казахстан, находились на спецпоселении и в Карагандинской области. Помимо трудпереселенцев и спецпоселенцев, на учете в спецкомендатурах Карагандинской области состояли ссыльные и административно-высланные. С февраля 1948 года, в связи с Указом Президиума Верховного Совета СССР «О направлении особо опасных государственных преступников по отбытии наказания в ссылку на поселение в отдельные местности СССР», список спецпереселенцев, расселенных на территории Карагандинской области, пополнился лицами, освобожденными из Карагандинского исправительно-трудового лагеря МВД и поставленными на учет в спецкомендатуры.
26 ноября 1948 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «Об уголовной ответственности за побег с места поселения». Указ гласил, что «выселенцы не имеют права без разрешения органов МВД отлучаться за пределы своего места поселения, хотя бы и временно». В случае нарушения этого порядка они несли административную и уголовную ответственность. А уголовная ответственность за побег с места поселения выражалась, как правило, в 20 годах каторжных работ. Всем руководителям предприятий, учреждений и организаций запрещалось «направлять выселенцев в служебные командировки без предварительного согласования с органами МВД». Также запрещено выдавать выселенцам на руки какие бы то ни было документы, удостоверяющие их личность, в том числе и удостоверения о представлении им трудовых отпусков, могущие быть использованными при побеге с производства и места постоянного поселения.
Согласно данным, содержащимся в справке Карагандинского обкома КП Казахстана, на 1 августа 1949 года на территории области проживало в общей сложности 39 990 семей -117 043 спецпереселенца различных национальностей. Из них в городе Караганде было размещено 22 059 семей, или 56 713 человек, а в районах области соответственно 17 931 семей, или 60 330 человек. На особом счету находились спецпереселенцы, имеющие какую-либо квалификацию. Среди спецпереселенцев было учтено 795 специалистов: инженеров, техников, медработников, учителей, агрономов и т.п. Основная же масса спецпоселенцев являлись простыми рабочими и колхозниками. Спецпереселенцы столкнулись с массой трудностей на новом месте жительства: голод, болезни, бытовая неустроенность, разобщение семей, смерть близких, унизительное клеймо «врага народа» — все это смогли пережить далеко не все. До сегодняшнего дня не известно точное количество умерших в годы репрессий переселенцев. Вынести все тяготы жизни, выпавшие на их долю, а иногда просто выжить помогли местные жители, которые с гостеприимством встречали представителей других национальностей, переселенных в Казахстан. Лишь в 50-х годах политика государства по отношению к депортированным и спецпереселенцам стала меняться в лучшую сторону. Только после смерти Сталина Постановлением Совета Министров СССР от 5 июля 1954 года были сняты в основном все ограничения в правовом положении спецпереселенцев .
В следующем 1955 году для мужской части спецпереселенцев было принято знаковое решение, которое практически приравнивало их в правах с остальным населением страны. Впервые спецпереселенцев 1936-1937 годов рождения призвали в ряды Советской Армии. Данное обстоятельство было воспринято с воодушевлением большинством спецпереселенцев, так как это была одна из немногих возможностей снять с себя ярмо спецпереселенца. Предусматривалось возвращение спецпереселенцев к прежним местам жительства, но данная процедура была весьма сложной и в первую очередь предполагала разрешение исполнительных комитетов областных Советов депутатов трудящихся, с территории которых ранее производилось выселение. Юридически спецпереселенцы и депортированные имели такие же права, как и обычные советские граждане, фактически же они были во многом ограничены. Вынужденные оставаться на чужбине, они внесли огромный вклад в экономическое развитие Центрального Казахстана. Благодаря самоотверженному труду спецпереселенцев и депортированных народов Карагандинская область является центром промышленности и индустрии Республики Казахстан.
Столь пристальное внимание к проблемам депортированных народов объясняется тем, что Казахстан как никакая другая страна бывшего Союза перенесла все тяготы, связанные с массовым переселением ни в чем не повинных людей на ее территорию. Депортация народов в Казахстан сыграла огромную роль в формировании национальной структуры населения республики. Переселенческие потоки из разных мест бывшего СССР, увеличив население Казахстана, привели к появлению группы неместного населения.
Анализ показал, что в основе депортации целых народов лежат причины политического характера. Выселение происходило по сфабрикованным обвинениям в предательстве Родины. Таким образом, депортация народов была показателем правовой незащищенности, характеризовалась грубейшим нарушением прав человека и явилась одним из средств упрочения тоталитарного режима. Особым уделом в годы войны стала трудовая армия, в которой было задействовано 76 060 спецпереселенцев. Они проявили стойкость и героизм на трудовом фронте, внесли большой вклад в общенародную Победу, что в истории Великой Отечественной войны значило не меньше, чем героизм на фронте военном.
Таким образом, спецпереселенцы и депортированные народы, даже в период так называемой хрущевской оттепели, не получили всех прав и свобод. С них по-прежнему не были сняты те абсурдные обвинения, которые были выдвинуты против них руководством страны во главе со Сталиным в 30-х годах ХХ века. Спецпереселенцы и депортированные по-прежнему не имели права вернуться на свою историческую родину. Такая возможность им представилась спустя несколько десятилетий — только в конце 80-х годов ХХ века.