Жорж САНД называла его святым, Вольтер - чудовищем, а Лев ТОЛСТОЙ как-то заметил, что самое большое влияние на него оказали Руссо и Евангелие.
Жан-Жак родился в 1712 г. в Женеве, в Швейцарии, в семье часовщика. Работал по найму. В 1741 г. уехал в Париж, где вскоре сблизился с французскими энциклопедистами, особенно с Дидро. Принял участие в написании первой «Энциклопедии».
В 1750 г. вышел в свет его трактат «Рассуждение о науках и искусствах», где несправедливое общество противопоставлялось идеальному «естественному состоянию», при котором все люди равны и свободны. Эти идеи он развивал и в трактате 1755 г. — «Рассуждения о начале и основании неравенства между людьми». Здесь он вывел причину неравенства, утверждая, что это частная собственность и политическое неравенство, которые с особенно проявляются при деспотизме. В 1762 г. вышел его знаменитый политический трактат «Об общественном договоре».
Руссо впервые в политической философии попытался объяснить причины социального неравенства и его виды, иначе осмыслить договорный способ происхождения государства. Он полагал, что государство возникает в результате общественного договора. Согласно общественному договору верховная власть в государстве принадлежит всему народу. Суверенитет народа неотчуждаем, неделим, непогрешим и абсолютен. Закон как выражение общей воли выступает гарантией индивидов от произвола со стороны правительства, которое не может действовать, нарушая требования закона. Благодаря закону как выражению общей воли можно добиться и относительного имущественного равенства. Руссо решил проблему эффективности средств контроля за деятельностью правительства, обосновал разумность принятия законов самим народом, рассмотрел проблему социального неравенства и признал возможность её законодательного решения. Не без влияния идей Руссо в Европе возникли такие новые демократические институты, как референдум, народная законодательная инициатива и такие политические требования, как возможное сокращение срока депутатских полномочий, обязательный мандат, отзыв депутатов избирателями и т.д. .
Иные гуманитарные мысли Руссо достаточно сложны, что бы их раскрывать походя. Его идеи о добродетелях "естественного человека", которые выше просвещения, приоритете чувств над разумом, первое в литературе автобиографическое описание онанизма, понятно, счас уже несколько тривиальны и не имеют большого смысла.
Но социальные идеи "Общественного договора" останутся в веках. Это высокая классика политической мысли...
no subject
Date: 2011-06-27 08:46 pm (UTC)дикость, потом коллективное существование.. культура-зло, противоречащее природе человеческой. своих пятерых детей в приют отдал.
кто не был "руссоистом"? кажется, я.
no subject
Date: 2011-06-27 08:50 pm (UTC)Привет, с ув. Ал
no subject
Date: 2011-06-27 08:55 pm (UTC)не знала бы я ничего о нём, не будь просвещения конкретно в моей жизни.
добродетелен? добрые дела?? в естественном состоянии по руссо.. в золотом веке человечества все дикие (звери) и потом уже на второй стадии стремятся коллективно существовать с элементами культуры, собственности...
no subject
Date: 2011-06-27 09:19 pm (UTC)Мы же говорим о "человеке". а не о зверях (которые, кстати, подчас(!), "гуманнее", чем человек (если верить К. Лоренцу)).А про тему нашего разговора (Руссо о человеке) есть весьма устоявшаяся в истории философии оценка Руссо и "руссоизма" -достаточно посмотреть хоть в Вики или где угодно..
Тем не менее. вы вправе скоко угодно -особенно в наше время - свои взгляды распространять (в том числе и на руссоизм)..
Но красиво, однако, жить - не запретишь хе-хе..
Привет, Ал
no subject
Date: 2011-06-27 11:19 pm (UTC)Но. Устоявшаяся быть может. Одна из. Руссо изучала как лично, так и в курсе политико-правовых учений (не философии). То есть во мне взгляд собственный и взгляд преподавателя. Не отрицаю.
Так вот. В этом самом естественном состоянии по Руссо есть две стадии: первая - дикости (когда человек один; как зверь)...
Хотя.. чего объяснять-то. В буковках. И в моей-то "милой" колокольни.
Вики - ха-ха.
Мои взгляды на то и мои, что я в праве их при себе оставлять. Или изредка что-то комментировать. Я думала для того и есть такая опция у ЖЖурнала.
"Красиво жить..." - это к чему?
no subject
Date: 2011-06-27 11:12 pm (UTC)