al391: (В ковбойской шляпе)
[personal profile] al391
(вообще то он (несколько я помню, не Захар, а Евгений, но это понятно.... хе-хе).

В книге (а там   почти все фактические вещи документальны)  он некоторым образом пытается спорить с Солженициным, опровергая ужасы Архипелага, но  и  "по его правде"  ада  в этом лагере (хотя и показательно-образцовом)  - хватает...

И мало чем мотивированные расстрелы чекистами заключенных, и жестокое обращение с зэками и многое  чего...
Запоминается штабеля, в которые укладывались голые заключенные, что бы они окончательно не околлели от холода; запоминается поэт Афанасьев, которого чекисты  -во время допроса - живого положили в гроб и закопали. Откопав увидели, что он -задыхаясь - в отчаянии вырвал себе чуб;  запомнился чекист, который с улыбкой раскачивал колокольчик, ведя владыку и других заключенных  на расстрел (колокольчик умолкает и раздается выстрел)...  Писатель-сталинист, сам, поди,  не  очень, желая того, вынужден был показать  многое чего... До чего  у других писателей   руки не дошли...
 Но меня вот заинтересовал следующий эпизод:
заключенным приказано порушить монастырское кладбище и построить на  его месте скотный двор.
Поначалу всем зэкам, участвующим в этом процессе, несколько не  по себе...
так, пожилой казак Лажечников, прежде, чем своротить памятник монаху, приговаривает: "Извиняйте,... Тихон Мироновоч,  Елисей Савватьевич...". Потом привыкают к рутине и  начинают ломать кресты и памятники "без пощады и почтения...хрипло матерясь, и бросали как упадёт.будто бы  восторг святотатства  отражался порой и лицах".
 А среди русских узников оказался один чеченец, который заявил: "Нам сказали бы ломать кладбище -никто бы не тронул. Умер бы, а не тронул. А вы сломали".
И после короткой перепалки подвел итог: "Нету больше вашего Бога у вас - какой это Бог, раз в него такая вера!".

Не знаю, насколько нужно было туда "прилепить" Прилепину (он же, кстати, и не Прилепин... хе-хе)  именно чеченца (а не  иного мусульманина), но  сюжетик и образ сильный и достаточно верный..
Ломали наши русские мужики и кресты и памятники и храмы подчас даже с определенным удовольствием....
  Нередко здесь такого рода  эксцессы сваливают на  евреев, латышей (ещё кого -китайцев?)...
Но ведь это историческая ложь (хотя, понятно, можно и найти пару-другую нерусских, которые участвовали в этом  деле)..
Но ведь - в массе - этим делом занимался именно русский мужик,  и во всяком случае с согласия русской массы..
 Вот у нас, в Балашове,  стоял громадный (Троицкий -  под владыку, епископский) храм... Разваляли, как и  церкви в окрестных селах...

И никаких китайцев и евреев там и близко не было...
Хотя бы потому, что Балашов известен (особенно - хе-хе - евреям) тем, что в этом городе больше всего в России (не в Российской империи, в Украине и Белоруссии  были и лучшие ученики "черной сотни") было еврейских погромов....
Последний, кстати, был уже при советской власти, его описывает на последних паре страниц "Тихого Дона" Шолохов:  именно в Балашове  прятался после разгрома белоказачества Григорий Мелехов и он глазами Григория описывает этот погром. После которого Григорий и поперся домой, встретил сына - чем и кончается   "Тихий Дон"...

З.Ы.Кстати, вот лишь немногое храмы Балашовского уезда, запечатленные  местными рисовальщиками:





Profile

al391: (Default)
al391

October 2018

S M T W T F S
 1234 56
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 29th, 2026 02:35 am
Powered by Dreamwidth Studios