В Москве — очередной скандал вокруг ЕГЭ. Московские школьники в массовом порядке плохо сдают экзамен по литературе — заметно хуже, чем в прошлом году, и учителя подозревают, что дело вовсе не в плохой подготовке, а в том, что выпускникам сознательно занижают оценки. 16 и 17 июня проходят апелляции. Известный преподаватель Елена Вигдорова в предположила разговоре с «Ситибумом», почему даже сильные школьники сегодня не набирают и 70 баллов.
Произошло следующее: по сравнению с прошлым годом все оценки московских детей снижены на 13-15 баллов. Я говорю это вполне ответственно: видела множество отсканированных работ детей и в прошлые годы, и в этом году. До сих пор было так: абитуриенты могли примерно представить себе, на сколько баллов они могут рассчитывать. Ведь в течение года школьники пишут так называемые диагностические работы (или «пробники»), аналогичные ЕГЭ. Их присылают из ФИПИ и проверяют эксперты, а не свои учителя. Так что ребята, которые получают за эти пробники выше 90 баллов, имеют основания считать, что хорошо подготовлены. Конечно, они никак не ожидают, что напишут ЕГЭ на 69, а то и меньше.
В этом году очень многие московские дети, которые победили на олимпиадах по литературе, не набрали несчастных 70 баллов по профильному предмету.
Как соотносятся олимпиада и ЕГЭ?
ЕГЭ, конечно, не предполагает шедевров. Он — для хорошо подготовившихся детей, которые в своих ответах следуют определенным и заранее известным правилам. Это не олимпиада, в которой нужно проявить нестандартное мышление. Не случайно дети, ярко заявившие о себе на олимпиадах, часто не получали на ЕГЭ максимальных ста баллов. Хотя
и ситуации, когда они набирают меньше 82 баллов, как в этом году, я тоже не припомню. Олимпиады как альтернатива ЕГЭ — это была хорошая идея, предполагающая расчет на разных детей, на разные их реакции и разные способности к демонстрации знаний.
Насколько я понимаю, до прошлого года победа или призерство в олимпиаде давали возможность не сдавать ЕГЭ при приеме в вуз?
И многие из них этим правом воспользовались. Но с этого года правила изменились: все победители и призеры должны все-таки сдавать ЕГЭ. И получить не меньше 70 баллов, а в некоторые вузы и 75.
Разве это проблема для ребят такого высокого уровня?
В том-то и дело, что мы не видели тут проблемы, предполагая, что уж 70 баллов все наберут. Но все оказалось не так.
Чем ЕГЭ по литературе по существу отличается от олимпиадного сочинения?
Олипиадное сочинение сложнее. Строго говоря, на него нельзя натаскать и его нельзя списать в Интернете. Кроме того, важно, что на него отводится четыре часа.
ЕГЭ, по сути, требует написать пять сочинений разного типа и объема. Это, между прочим, нелегко. Сначала дается отрывок из эпического или драматического произведения и к нему — семь вопросов, требующих однозначного ответа. Ее проверяет компьютер, и она не апеллируется.
Затем идет серия заданий, когда дети должны написать несколько коротких сочинений, дать ряд аргуменированных ответов на вопросы — где-то по 5-10 предложений. Иногда это вопросы «технические» — каким размером написано стихотворение, какой там тип рифмы. Иногда — «творческие» — например, как меняется настроение лирического героя в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче...»? Как вы думаете, можно в этом объеме за пятнадцать — двадцать минут продемонстрировать особую глубину понимания проблемы?
Думаю, нет.
И я так думаю. А последнее задание — большое сочинение. Это типичное школьное сочинение — «В чем смысл названия „Капитанская дочка“». Даются на выбор три темы: по первой половине 19 века, по второй и по 20 веку. При этом одна непременно по лирике, другая — по эпическому произведению, а третья — по драме.
Весь ЕГЭ пишется 3 часа 55 минут. Мы понимаем: жанр определяется временем. Таким образом, получается, что, готовясь к ЕГЭ, дети должны научиться писать и пятнадцати- и двадцатиминутное, и двухчасовое сочинение.
Еще раз повторю: сама форма сочинения на ЕГЭ не подразумевает создания шедевров и позволяет подготовиться к этому экзамену всем детям, которые собираются поступать в гуманитарные вузы.
И у меня сложилось впечатление, что в этом году произошла дискриминация московских школьников. В других городах, насколько мне известно, что получали на пробниках, то получали и на ЕГЭ. А в Москве почему-то не так.
Почему?
В нашей стране всегда кого-нибудь дискриминируют. Не будем углубляться в историю дореволюционной России, но в 30-е годы (до 1936-го) не принимали документы в вузы у детей служащих. В период борьбы с космополитами перестали брать в вузы евреев. В 80-е почему-то не принимали армян. Были годы, когда то же происходило с татарами. Наверное, в будущем году не будут брать велосипедистов.
А сейчас не хотят брать москвичей?
Не хочется обобщать и демонизировать. Но ощущение, что волна направлена на гуманитарную сферу, бесспорно, есть. Может быть, в столице гуманитарии более активные политически, чем в провинции? Не знаю. Но очевидно, что для московской интеллигенции сокращаются бюджетные места в гуманитарных вузах. Бюджетных мест не так много. Снижение баллов по литературе закрывает их для многих и многих москвичей.
При чем пока такое снижение баллов произошло только на ЕГЭ по литературе. Те же дети обязательный русский язык сдали так же, как на диагностических работах.
Очень хочется верить, что история с ЕГЭ по литературе — это чье-то непродуманное указание. Дети массово собираются апеллировать, и я очень хочу верить, что эта ошибка будет исправлена. Что умные дети, победители разных олимпиад, не лишатся возможности учиться, а московские вузы не потеряют талантливых, умеющих думать студентов. Может быть, имеет смысл продолжить этот разговор после апелляций.
Но в любом случае, уже понятно: с московскими детьми произошла очень некрасивая история. И учителя, которые проводят апелляцию, должны отнестись к этому внимательно.
См.:http://www.cityboom.ru/2014/06/16/exam
no subject
Date: 2014-06-23 06:32 am (UTC)Готовиться надо должным образом, а не надеяться на свой столичный статус. Зажрались и книжек не читают. Чего хотели-то?
no subject
Date: 2014-06-23 06:39 am (UTC)no subject
Date: 2014-06-23 06:34 am (UTC)no subject
Date: 2014-06-23 06:39 am (UTC)Мракобесие -проще..
no subject
Date: 2014-06-23 06:42 am (UTC)А не пиздоболов
То есть спецы не нужны если иди туда где нужных готовят.
К примеру на экскаваторщика.
no subject
Date: 2014-06-23 06:14 pm (UTC)москвичи трепаться могут, но несут околесицу и бессмысленность.
изображают из себя элиту.