Ю.М. Лотман
Nov. 3rd, 2013 02:30 pm![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)

Двадцать лет назад город Тарту и тысячи учеников Юрия Лотмана осиротели.
Человек удивительный, страстный, тонкий - такой несоветский. Его размышления об интеллигентности как прививке против хамства - и больше того - против внутреннего рабства чрезвычайно и выгодно актуальны на фоне смутного церковно-исторического времени.
О своем учителе Юрии Лотмане в запоздалой хронике «Путешествие в Тарту и обратно» вспоминает философ и поэт Ольга Седакова.
«Юрий Михайлович умер. Мутное начало новых времен расходилось все шире. <...>
Кланялся ли он при встрече или подавал пальто, брал мел у доски или опускал нож и вилку, начиная за столом какой-нибудь очаровательный анекдот о нравах восемнадцатого века, каждый жест его был окружен быстрыми пучками света, как вокруг хрустальной призмы. Эта танцевальная, фехтовальная огранка жестов - как и навык легко шутить, как бы придерживая смысл фразы, не давая ему рухнуть на собеседника всей тяжестью - все это изящество приобретало особую значительность рядом с его взглядом, не по-светски умным и печальным...
Глядя, как он слушает стихи или музыку, я вновь убеждалась в том, что благородство и одаренность рождаются из простодушия, и состоят из простодушия, и лукава и недоверчива только посредственность».