al391: (Default)
[personal profile] al391
До начала раннего Средневековья Европа толерантно относилась к исламу, пишет [livejournal.com profile] pervakov . Пока туда из Византии не стали поступать исламофобские проповеди Иоанна Дамаскина, в которых он перемешал злобу и вымысел об этой религии. Всё объяснялось личной ненавистью Дамаскина к халифу Абд-аль Малику, при котором его род потерял власть над Дамаском.

Востоковед и арабист Владимир Корягин объясняет, как это произошло.

Европейская эпоха Возрождения представляла собой поистине уникальное явление: в этот период просвещенная Европа усиленно впитывала лучшее из того, осталось в прошлом, существовало в настоящем и готовилось появиться в будущем. Не стала исключением из правил и восточная культура, многие аспекты которой так или иначе были позаимствованы. Кто-то видит в флорентийских соборах минареты Омеядской мечети и считает, что греческие классики никогда бы не дошли до нас, не будь арабских списков.

В свете этого, довольно любопытно обратиться к вопросу того, как ислам воспринимался в среде просвещенных европейцев и откуда растут корни у явления, которое нынешние либералы величают исламофобией и раздувают до невероятных размеров. Примером такого просвещенного европейца для нас может послужить Данте Алигьери, живший на рубеже XIII-XIV вв. В его «Божественной комедии» есть вот такие строки:

Смотри, как Магомет обезображен!
Передо мной, стеня, идет Али,
Ему весь череп надвое рассажен.

И все, кто здесь, и рядом, и вдали, -
Виновны были в распрях и раздорах
Среди живых, и вот их рассекли.

%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%82.jpg

(Магомет в аду – одна из самых распространённых версий иллюстраций к «Божественной комедии» Данте)

В этих образах легко узнаются пророк ислама Мухаммад и его племянник и по совместительству зять (а также основоположник шиитского течения в исламе) Али ибн Аби Талиб. И находятся они по версии Данте на восьмом кругу ада в девятом рву по соседству с гораздо менее колоритными персонажами, каждый из которых так или иначе был повинен в раздоре, однако по масштабам личности явно не дотягивал ни до пророка, ни до его сородича и соратника.

Вспоминая скандалы с карикатурами на пророка Мухаммада, сложно поверить, что и тут был след Данте Алигьери: сюжет с Мухаммадом в аду был перенесен на фреску художником Джованни да Модена в начале XV века. Еще более примечателен тот факт, что фреска находится ни где-нибудь, а в базилике св. Петронио в Болонье. На протяжении многих лет она не привлекала ничьего внимания, кроме ценителей искусства. Но в 2010 году на волне переполоха, вызванного публикацией карикатур, мусульмане Италии потребовали уничтожить это произведение истории и искусства. Скандал с карикатурами утих, а требования уничтожить фреску с шестисотлетней историей не прекращаются и сейчас.

%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%88%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D1%81%D1%83%D0%B4.jpg
(Где-то на этой фреске «Страшный суд» Джованни да Модена мусульмане усмотрели изображение основателя ислама среди осужденных на адские муки)

Если бы Данте Алигьери жил в наше время, ему наверняка пришлось бы разделить судьбу Салмана Рушди и провести много лет под усиленной охраной. Кто-то обвинял бы его в том, что он мстит за погибшего от рук мусульман дедушку, участвовавшего в военных действия на Ближнем Востоке, другие же просто заклеймили бы его как исламофоба и врага истинной веры. Однако вернемся не на 600, а на 1300 лет назад, дабы выяснить, на основе чего сформировались взгляды Данте и других просвещенных людей того времени касательно ислама.

На рубеже VII-VIII веков в омейядском Дамаске жил араб по имени Мансур ат-Тагляби, он был христианином и в историю вошел под именем Иоанна Дамаскина. Мансур-Иоанн написал сочинение под названием «Perì hairéseōn», в котором рассказывал о различных учениях, существовавших в то время. В отличие от сочинения персидского экзегета Абу-ль Фатха аш-Шахрастани под названием «Книга о религиях и сектах», в котором тот, не вступая в диспут, также рассказывал о различных течениях, труд Дамаскина был ангажирован от начала и до конца.

Особенно забавной выглядит часть, касающаяся непосредственно ислама. Он назван «религией измаилитов, предтечей антихристовой». Дамаскин вкратце и довольно гротескно рассказывает историю саракинов (сарацинов, под которыми подразумевает арабов), бывших идолопоклонниками до «появления лжепророка, называемого Мамедом». А потом начинается попросту фарс, которого вполне можно было бы ожидать от жившего где-нибудь в Европе апологета, но никак от коренного жителя Дамаска (тогдашней столицы Халифата) и араба, явно знакомого с исламом не понаслышке.

Чёрный камень Каабы, по его мнению, – тот самый камень, на котором пророк Ибрахим (Авраам) совокуплялся с Хаджар (Агарью). Затем арабы-идолопоклонники сделали из камня голову идола Афродиты и ей поклонялись. Звучит это довольно забавно. По крайней мере, Дамаскин не обвиняет арабов в том, что они «похвалялись обрезанием» подобно киринфианам, которые, по его словам, этим грешили и выделялись из общей массы.

%D0%B4%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D1%81%D0%BA-%D0%B4%D0%B6%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D1%8B.jpg

Теперь перейдём непосредственно к критике ислама и его пророка, которую представил Дамаскин в своей эпической юмореске. Он называет Коран «смехотворным сочинением», однако мотивирует это только тем, что у Мухаммада не было свидетелей, которые бы видели, как ему ниспосылался Коран. По информации Дамаскина, пророк ислама получил всю информацию от арианского монаха, пересказавшего ему Ветхий и Новый Завет, а все остальное тот выдумал во время эпилептических припадков.

Стоит заметить, что Дамаскин намерено искажает даже очевидные факты, например, утверждая, что «обрезаться» должны, как мужчины, так и женщины. Ещё одним проявлением ереси, по его мнению, является то, что «саракины» не крестятся, не соблюдают субботы и не пьют вино». В целом, всё, что касается ислама, он приводит довольно неточно, словно намеренно упрощая или искажая определенные факты, что проявляется, например, в его трактовке системы многоженства и отдельных моментов Корана и хадисов, связанных с тем, как Мухаммад устанавливал отдельные положения, касающиеся его собственных жён.

Создаётся впечатление, что помимо религиозной подоплеки в сочинении фигурирует что-то ещё, нечто более личное, а именно – чувство обиды. Для того, дабы понять, каким образом Мансур ат-Тагляби стал Иоанном Дамаскиным, придётся вернуться еще на несколько десятков лет назад, в 636 год, когда арабские войска взяли Дамаск, а помог им в этом никто иной, как Мансур ат-Тагляби – дедушка и тёзка будущего Иоанна Дамаскина. Он, являясь фактически наместником будущего стольного града Омейядов, сдал город арабскому войску, забыв предупредить об этом византийский гарнизон, отправившийся в воскресный день на молитву в храм Иоанна Крестителя, который впоследствии станет Большой Омейядской мечетью.

%D0%B4%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%BD.jpg
(Одно из самых ранних изображений Иоанна Дамаскина – предположительно, конец X века)

Делопроизводство в захваченных арабами областях велось не на арабском языке, в силу того, что он еще не был приспособлен для этой функции и потому, что его попросту не знали те, кто жил в указанных местностях. Вследствие этого местные элиты остались у власти и сохранили все свои привилегии, лишь сменив тех, кому они прежде подчинялись. На протяжении более полувека семья ат-Тагляби фактически правила Дамаском. После смерти деда во главе города стал отец будущего Дамаскина, а затем и сам Мансур ат-Тагляби. После того, как Дамаск стал столицей, уровень власти семьи ат-Тагляби, а соответственно и доходы – лишь возросли.

Всё изменилось с приходом к власти халифа Абд-аль Малика, решившего провести административную и финансовую реформы. По их результатам языком делопроизводства стал арабский, а всем, кто им не владел, предлагалось либо его выучить, либо покинуть свой пост взамен на пожизненную пенсию за заслуги пред Халифатом. Многие чинуши, в том числе и Мансур ат-Тагляби, остались не у дел: им хотелось жить прежней жизнью, но не хотелось учить арабский. Наоборот, на протяжении прошедшего с завоевания Сирии арабами времени именно местные элиты выступали противниками арабизации, стремясь в то же самое время не потерять высокое положение и увеличить собственный доход.

Обиженный и расстроенный Мансур ат-Тагляби в 706 году покидает Дамаск и направляется в монастырь Бар Саба, где принимает монашеский постриг под именем Иоанна. Таким образом, чиновник, бывший одной из главных шестерёнок в госаппарате Халифата, стал оппозиционером и ярым противником ислама, а следовательно – теократического государства, в основе которого лежала эта религия. Иоанн Дамаскин так и не достиг высокого положения в церковной иерархии, фактически являясь серым кардиналом – он занимался написанием программных трудов вплоть до самой своей смерти. Стоит отметить, что как иконописец он проявил себя гораздо более талантливо, нежели, как писатель.

%D0%B4%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%BD-%D0%BF%D0%B5%D1%89%D0%B5%D1%80%D0%B0.jpg
(Пещера, в которой, по преданию, жил Дамаскин)

Со временем представления об исламе нисколько не эволюционировали, а лишь обрастали различными мифами и легендами. Ученики Иоанна Дамаскина сменились последователями, а те новыми апологетами, чья критика ислама нисколько не эволюционировала, в то время как сама молодая религия становилась сильнее и охватывала всё больше народов.

Люди в Европе всерьез воспринимали рассказы о том, что гроб Магомета левитирует в воздухе, а полуреальные истории об ассасинах лишь подогревали градус безумия и порождали всё новые и новые россказни.

        Источник.

Date: 2013-02-19 03:22 am (UTC)
From: [identity profile] ricardo-plaja.livejournal.com
Все авраамические религии - суть одно: пересказ древне-иудейских легенд и сказаний.

Мусульманская версия пересказанного - это просто ещё один вариант, слегка приспособленный для бедуинов.

Какая сейчас разница мне, современному читателю, в каких деталях разнится коран с талмудом и библией, если в сети можно найти образцы дикого поведения современных мусульман, христиан и иудеев руководствующихся своей религиозной идеологией?
Похоже, что современный человек должен игнорировать главенство религии в политике стран, тогда с ним можно разговаривать на понятном языке.
Edited Date: 2013-02-19 03:23 am (UTC)

Date: 2013-02-19 11:12 pm (UTC)
From: [identity profile] al391.livejournal.com
Согласен с вами - дикость все это....

Date: 2013-02-19 11:25 pm (UTC)

Date: 2013-02-19 03:22 am (UTC)
From: [identity profile] aet2003.livejournal.com
Интересная история. Молодые религии вели прям войну не на жизнь, а насмерть. Действующим же механизмом как всегда были люди преследующие свои корыстные цели.
Может есть где про Византию почитать? Интересует ее ранний период. Много пробелов в знаниях по этому периоду.

Date: 2013-02-19 11:14 pm (UTC)
From: [identity profile] al391.livejournal.com
Да у меня то нет..
В Интернете пошарь -там вроде все есть...
Когла то были Хроники Михаила Псёлла, кто-то упер -тож -по сути -о том же...

Profile

al391: (Default)
al391

October 2018

S M T W T F S
 1234 56
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 30th, 2025 01:19 pm
Powered by Dreamwidth Studios