al391: (Default)
[personal profile] al391

В 1920 г. Парижская конференция определила статус Шпицбергена – это часть Норвегии, на которой любое государство может вести хозяйственную деятельность. Нет ни виз, ни военных. Правда, прибыль здесь способен приносить только каменный уголь, который сто лет назад добывался дешёвым открытым способом. Из участников конференции только Советский Союз в полной мере воспользовался правом закрепиться на Шпицбергене: в тридцатые годы на островах архипелага возникли угледобывающий гигант «Арктикуголь» и сеть шахтёрских посёлков. Но добывать топливо с годами становилось сложнее, сталинская модель экономики умерла, и регион стал дотационным.
– Какая сказка здесь была при Брежневе! – вспоминает геолог из Баренцбурга Виктор Шинкаренко. – Товары из «Берёзки» за рубли, двойные северные надбавки, дома за счёт государства и бесплатное четырехразовое питание. Власти хотели показать приезжающим западным туристам, как хорошо живётся при социализме. В 1990 г. на Шпицбергене жили 2500 советских рабочих, сейчас – 470 человек, в основном гастарбайтеры из Украины. Весь добываемый уголь уходит на обогрев Баренцбурга – единственного обитаемого российского посёлка. Некогда шумные и весёлые Грумант и Пирамида заброшены, а норвежские турфирмы позиционируют их как «города-призраки». Здесь находится самый северный в мире памятник Ленину, а в школе, библиотеке, поликлинике на столах до сих пор лежат открытые книги. Здесь же единственное место на Шпицбергене, где растёт зелёная трава, потому что в советские времена сюда сухогрузами завозили чернозём. Туристы плохо понимают зачем.
– Оставшись без поддержки государства, жители могли позволить себе только перловку три раза в день, – рассказывает моряк из Мурманска Дмитрий Коваль. – Перебили всех оленей, распродали маломерный флот. Соответственно, прекратились авиарейсы, уехали лучшие специалисты. Сейчас там шахтёры получают по 70 тысяч рублей в месяц, но мало кто соглашается жить в Баренцбурге. «Арктикуголь» сел на дотации, составляющие от 800 до 870 млн. рублей в год. Но уходить со Шпицбергена Россия не планирует, потому что есть некие политические соображения.
– Предстоит долгая борьба за ресурсы арктического шельфа, хотя мало кто понимает, как поможет в этом деле присутствие на Шпицбергене, – рассуждает историк и этнограф Сергей Ачильдиев. – Незамерзающий порт Баренцбурга мог бы использоваться для обслуживания иностранных судов, выбравших Северный морской путь. Но это возможно только в случае коренной реконструкции инфраструктуры российского Шпицбергена. Вроде той, которую провели норвежцы.

В норвежской части архипелага всё наоборот: население за двадцать лет выросло вдвое, а уголь добывают на шахтёрских комбайнах с прибылью в два миллиарда крон в год. Аэропорт Лонгйирбюена связан регулярными рейсами с Осло, туризм скоро будет приносить больше прибыли, чем добыча угля, а в посёлках полно музеев, ресторанов, церквей и даже работает университет. Житель Шпицбергена зарабатывает на четверть больше, чем в среднем по Норвегии. И никакой показухи.
– На рубеже веков у норвежцев происходило то же, что и на российском Шпицбергене – умирала угледобыча, – говорит Сергей Ачильдиев. – Они пошли на коренную модернизацию: разрушили монополию треста «Сторе Норске», ввели налоговые льготы, привлекли малый и средний бизнес. То есть сделали то, что Москве давно пора сделать с «Арктикуглем». В итоге мы добываем 120 тысяч тонн угля в год, а норвежцы – 3 миллиона. Россия только делает вид, что хозяйствует в регионе. Дотационная модель настолько привилась здесь, что реальная модернизация пока невозможна.

Россия может и вовсе потерять архипелаг. Во всяком случае, норвежцы всячески используют хозяйственные провалы соседей для пересмотра пунктов Парижской конференции по Шпицбергену. Они активизировали археологию, стремясь доказать, что их предки осваивали острова много веков назад. Но пока находят только следы пребывания здесь российских поморов ещё с XVI века.  См.:  Денис ТЕРЕНТЬЕВ ,  «Аргументы Недели»  26 октября 2011,

Date: 2011-10-30 11:29 am (UTC)
From: [identity profile] 01vyacheslav.livejournal.com
да, всё так а что можно ожидать от русских?
На что они способны?
Edited Date: 2011-10-30 11:29 am (UTC)
From: [identity profile] bobik-57.livejournal.com
Да как ни странно, можно ожидать подвоха. Вот по демаркации границы обвели вокруг трёх пальцев норвегов. Затуманили им селёдкой зеньки. Фигаю зовёться, есль не вкурсях. Так что речник, не исходи желчью, в чём не кумекаешь и слаб..."Если ты заметил, что скачешь на мёртвой лошади – слазь!".(ш)
From: [identity profile] al391.livejournal.com
вы чо заводитесь..
Мы здесь шиздим весело и дружески...
хе-хе.
Всё мы, бля, русские....
From: [identity profile] bobik-57.livejournal.com
Я спокоен как мамонть. Я его на вшивость проверяю. Любля самовлюблёных морячков. С ними травить приятно. А в речнике - нет подвоха. Так затравка для стёба. В улыбке истина зарыта."Для того чтоб понять про себя, пообщайся с волной ненависти".(ш)
From: [identity profile] 01vyacheslav.livejournal.com
Речник это ты про кого, ишак?
Если имеешь ввиду меня, то я Капитан Дальнего Плавания из Дальневосточного Морского Пароходства, а сейчас по возрасту я уже не плавсостав,поэтому работаю старшим государственным инспектором по безопасности мореплавания в ФГУ Таганрогский морской порт (этот выше чем каптан), а проживаю в Ростове-на-Дону, тоже, кстати, морском порту как и Портленд, Лондон и мн.др. порты мира расположенные в устьях рек. Морской порт это международный статус, а не географическое положение.
Так, что не смыслишь, пастух, не болта глупостей. Иди паси своих коров.
Edited Date: 2011-10-30 11:53 am (UTC)
From: [identity profile] bobik-57.livejournal.com
Ооо. Правильно брошеный брасовый - всегда накинут на кнехт... Вы весьма учивы в своём гневе. Браво. Вы флотский человек.
From: [identity profile] 01vyacheslav.livejournal.com
По моему ты не Бобик, Ты шавка.
И ты Моська совершенно не интересен Слону.
Адью.
From: [identity profile] bobik-57.livejournal.com
И ты не слон и тут не посудна лавка."Даже тухлая рыба может плыть по течению".(ш) Плыви тухлятина. Твой срок в декабре пришёл...
From: [identity profile] 01vyacheslav.livejournal.com
Почему в декабре?
Мне кажется в ноябре.
From: [identity profile] bobik-57.livejournal.com
Нет уж. Умерла так умера, значь сдохла селёдка. Пусть плывёт вниз по реке. А АЛЬЮ - держать треба, мил человек."Смерти нет. Есть только переход между мирами".(ш)

Date: 2011-10-30 09:49 pm (UTC)
From: [identity profile] hamid69.livejournal.com
Дают мужики -на пустом месте погавкались!

Profile

al391: (Default)
al391

October 2018

S M T W T F S
 1234 56
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 29th, 2026 01:34 pm
Powered by Dreamwidth Studios