al391: (Default)
[personal profile] al391

На самом деле всё было в осветском образовании далеко не так...
В советском образовании, естественно,  были свои хорошие стороны: так, в некоторых дисциплинах — особенно математике и физике — выпускники советских вузов традиционно высоко котировались в мире. Об этом можно судить хотя бы по тому, что после перестройки российские ученые оказались очень востребованы за рубежом.

Но  в советском образовании были такие недостатки, что многие из тех, кто учился при СССР, с трудом могут слушать восторженные возгласы о «лучшей в мире системе».  Так, при приеме в вузы действовали ограничения  по классовому признаку: принимали охотно - и часто вне конкурса -  партийных, комсомольцев, тех  абитуриентов, у кого был трудовой стаж,  у кого было направление  от обкома партии, на худой конец, кто отсулужил в армии и т.д.

В каждом вузе были разнарядки и по национальному признаку. Так,   московских вузах были квоты для приема туземцев с национальных республик. Их принимали даже без знания языка,  и первый год их  учили (это в  вузе!) просто по-русски разговаривать. Ради принципа интернационализма в вузах было полно африканцев и азиатов, которые  и жили в лучших условиях и стипендию получали повыше, а сдавали экзамены  бригадным способом –когда приходил на экзамены один из них, кто получше знал русский  и предмет –и его оценка выставлялась  всему контингенту. Понятно, что отсюда поступить в московский вуз русакам (а особенно евреям) из Москвы было в несколько раз труднее, чем сыну чабана из Киргизии…
В республиках поступить русским  ещё труднее: там квоты на коренное население были ещё круче (вот, правда, не было квот на коренное русское население…хе-хе). И в столицах, и в провинции в вузах хватало антисемитизма (при чем, официального) Все это конечно не могло не влиять на общий уровень образования…

Идеология была одним из главных негативных факторов образовательного процесса, она влияла на все сферы образования — на содержание учебных программ, на прививаемые в школе ценности, на критерии отбора, на подбор педагогических кадров и т. д.  Без парторга школы, партбюро вуза не решался ни один вопрос образования.

Много сил и времени студентов уходило на изучение предметов вроде истории КПСС, научного коммунизма, научного атеизма, марксистко-ленинской философии, к которым практически никто не относился всерьез — но которые тем не менее мешали многим талантливым студентам продолжать учебу. Фактически каждый семестр студент должен был сдавать одну из этих дисциплин -и  преподы там попадались самые въедливые - неосторожное слово  про власть, КПСС могло повлексти за собой "белый билет" (меня, например, отчислили их универа только за то, что я в разговоре с преподом по истории КПСС засомневался про реальность "10-ти сталинских ударов",  заявив, что Сталин и на фронте то не бывал... Выдрючили в парткоме, влепили  строгач по комсомолу и отчислили.. Пришлось  2 года отработать в гидрогеологии, получить почетную грамоту и только потом восстановили - и то, просто хороший декан попался, молча это всё оформил...)

Да уж... Историю преподавали исключительно в одобряемом государством ключе: трактовка событий не могла расходиться с идеологическими установками,  весьма многие эпизоды просто  замалчивались — например,  вся история советских репрессий, военные неудачи, голод в совеское время и т.д.
Нередко  такое же влияние испытывали и точные науки: до войны "расскассировали" генетику, педалогию - как   враждебные пролетариату науки (а виднейших представителей этих наук расстреляли и посадили), позже взялись за сельскохоз.науку - печально  известная «лысенковщина» из советских учебников по биологии исчезла только к 1960-м годам... Кибернетку тоже изгоняли из вузов (не случайно  до сих пор гремят вузы Томска -только там, глубоко в провинции можно было  относительно нормально заниматься программированием на ЭВМ)..

Естественнонаучным предметам - что, панятно,  хорошо -  отдавалось явное предпочтение, потому что это соответствовало интересам ВПК. Но в  школе и вузах  почти не изучали творчество тех выдающихся поэтов, писателей и художников, которые тогда не соответствовали советским представлениям о прекрасном и идеологически правильном (например, идеологически неправильными оказались поэты Серебряного века: Ахматова, Цветаева, Пастернак, Мандельштам, Гумилев). Даже Блока и Есенина ввели  только в 60-е годы... -и пео любому -

Неблагонадежных преподавателей, студентов и детей диссидентов отчисляли из вузов по политическим соображениям.  Иностранные языки преподавались крайне слабо — если не считать специализированные вузы и элитные школы для детей номенклатуры. Если выпускник  приличной царской гимназии знал пару языков и мог что-то кумекать по гречески, латыни, то выпускники советских вузов на экзаменах  обходились  пересказом топиков из 10 предложений, которые они зубрили  перед экзаменом наизусь, что бы потом забыть навсегда...

Понятно, что крупнейшим козырем советского образования  была его бесплатность...
Но и это понятие было достаточно относительным... СССР поверьте человеку, 42 года отработавшим в вузах...

Потому, многие ученые, которые  всю жизнь посветили образованию не без основания  считают, что успехи советской науки достигались  чаще всего не благодаря системе образования, а  как раз а по любому -  вопреки ей.
Чтобы чего-то добиться, людям приходилось преодолевать огромное количество сложностей и преград совершенно неакадемического свойства... Этого могли добиться лишь юноши с твердых характером, с вбитым с детства инстинктом образования и алгоритмом деятельности...

А  большинство.... ну что здесь много говорить?  Мы же видим нынешнее большиствао - оно как раз оттуда...

Date: 2016-12-11 01:39 pm (UTC)
From: [identity profile] provintiale.livejournal.com
Согласен. Гуманитарные науки в СССР были просто на каком-то неандертальском уровне. Поражает огромное количество всяких поклонников фоменковщины и прочего конспироложества, среди людей получивших "лучшее в мире образование". А откуда корни - из марксизма-ленинизма, который рассматривает историю, философию, социологию в ключе "теории заговора".

Date: 2016-12-11 02:04 pm (UTC)
From: [identity profile] krasa74.livejournal.com
Зря Вас восстановили-Вы так и не уловили разницы между "посвятили" и "посветили"...
Да и пунктуация хромает...

Date: 2016-12-11 05:20 pm (UTC)
From: [identity profile] al391.livejournal.com
А у меня - вовсе - нет комплекса учителки 4"б" класса....
Ничего толком не знающей, кроме банальных правил правописания, чем и приходится ей гордиться......
хе-хе..

Кстати, вопрос: а больше ничего вы не вынесли с этого поста, кроме моих очепяток?
хе-хе...


З.Ы. Могу - в этой связи - вспомнить смешной таки случай, который мне рассказывала жена Ю.М. Лотмана - Зара Григориевна Минц (она была одно время глав. ред. собр. соч. Блока и хорошо знала издательское дело)

Горький как то принес в редакцию свой самый занудный труд - "Жизнь Клима Самгина"..
Ну, начались, как это принято, редакторские дела.

Раз вызывает Горького редакторша и ему втыкает за некие неувязки (типа, стилевые и орфографические).
Второй раз, третий...

Горькому это надоело, и он придя как то к редактору, на её какой то чересчур горячий пассаж, среагировал так: схватил папку с рукописью, стукнул редакторшу ею по голове и завопил:
"Я великий пролетарский писатель -а ты шавка редакторская...
Вот и занимайся своим делом, исправляй эту сраную орфограию..."..

На том дело и кончилось: перед Горьким извинились и дали другую редакторшу...

З.Ы.Ы. Ну а если ф серьезно: я, деушка, напесал несколько толстеньких книг по гуманитарным, типа, вещам, около 100 статей по тем же темам...
Пишу и счаз, хотя - по любому - на пенЗии..

А здесь радуюсь тем, что могу писать любую фигню, которая мне НДравится...и невзирая на всякие условности... (тем более, что всегда приходится г9нать здесь посты -дел и так хватает....)

И тех, кому это не по вкусу могу и послать НА* - свой блог, и я здесь хозязин, типа, барин...

Если они сами не понимают простого: не нравится - не читай...

Edited Date: 2016-12-11 06:45 pm (UTC)

Profile

al391: (Default)
al391

October 2018

S M T W T F S
 1234 56
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 29th, 2026 12:26 pm
Powered by Dreamwidth Studios