Родители пятиклассников одной из московских школ обратились в Генпрокуратуру с жалобой на «навязывание религиозной идеологии департаментом образования». Их недовольство вызвал курс «Истоки», который должен быть альтернативой предмета «Православная культура». Представители церкви уверяют, что вызвавший дискуссию учебник не является религиозным.
Истоки вопроса. В 2015 году министерство образования и науки сделало «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) обязательными для изучения в программе с пятого по девятый классы. Тогда же департамент образования Москвы запустил эксперимент по изучению этой программы в 40 школах столицы — один час в неделю. При этом родители пятиклассников должны были сделать выбор между двумя учебниками: «Православная культура» и «Истоки»..В соответствии гос.стандартом, ОДНКНР является обязательными и должны охватывать культурологию и историю. «Эта предметная область не требует обязательного изучения культуры одной из религиозных конфессий, а предоставляет детям возможность: осознать духовные идеалы, хранимые в культурных традициях народов России, изучить историческую роль гражданского общества в становлении российской государственности".
В письме МОН России от 25 мая 2015 г. указано, что есть несколько вариантов освоения этой области: по программе учебного предмета; родители учащихся могут включить темы, связанные с духовно-нравственной культурой, в программы по истории, обществознанию, литературе, музыке, изобразительному искусству; во внеурочной деятельность — через экскурсии в музеи, концерты российских музыкантов и т.п. «Ни один из вариантов не связан с приобщением к религиозной практике, изучением ритуалов какой-либо религиозной конфессии. В ходе занятий учащиеся выполняют проекты, которые позволяют педагогам оценить результаты освоения этой области без проведения контрольных работ и формальной оценки знаний», — подчеркнули в департаменте.
Родительское возмущение. В пятницу, 9 декабря, стало известно, что родители учеников школы № 2065 пожаловались в Генпрокуратуру на пропаганду православия. Об этом рассказала инициатор обращения Инна Герасимова — мама одного из пятиклассников.
«Нам не предлагали никакие альтернативные варианты. Нас поставили перед фактом 1 сентября, сказали: у вас будет предмет „Истоки“. Никакого права выбора родителям не было предоставлено, никаких разрешений у нас не спрашивали. Нас не поставили в известность, что предмет „Истоки“ религиозный, но там открытым текстом на одной из первых страниц написано: „молитва и труд — все перемогут и перетрут“. Очевидно, что он религиозный», — поделилась она с журналимстами и в подтверждение предоставила несколько фотографий учебника.
Герасимова признается, что сама атеистка, но уверяет, что с ней согласны родители всех детей в классе. «Весь класс написал отказ от предмета „Истоки", все 28 человек сдали учебники. Такое решение мы приняли на родительском собрании, все написали заявление на имя директора и все поставили подписи под обращением в прокуратуру», — добавила она.
Изначально родители обратились с жалобой в столичный департамент образования, который переслал письмо руководству школы. После этого завуч пригласила нескольких родителей и заявила, что отказаться от предмета нельзя, так как это инициатива департамента. Тогда они и решили отправить жалобу в Генпрокуратуру. В этом обращении, в частности, говорится, что подписавшие жалобу считают использование авторитета школы для религиозной пропаганды недопустимым. Кроме того, авторы просят проверить, не было ли коррупционной составляющей при выборе департаментом образования «Истоков» в качестве пособия.
Школа не в курсе
Дозвониться до директора школы МОСЛЕНТЕ не удалось. Александр Кумохин — председатель управляющего совета школы, через который должно было проходить решение, — сказал, что не в курсе происходящего.
«Я вас разочарую. В силу того, что это новые институты такого общественного управления, для меня это является общественной нагрузкой. В учебном заведении я появляюсь только тогда, когда происходят собрания — не чаще одного раза в месяц. Что там сейчас, я не в курсе, и не компетентен дать какие-либо пояснения по данному поводу», — начал он, но в итоге небольшое пояснение дал.
По его словам, именно департамент образования вводит «определенные сетки часов тех или иных предметов». «Поэтому в данном случае, на мой взгляд, они просто переводят стрелки, не желая комментировать собственные решения», — добавил Кумохин.
При этом он уверен, что возмущение носит единичный характер. «Насколько я владею информацией, есть некий возмущенный родитель, который в своей семье проповедует полный атеизм, и именно эту конкретную семью возмутила ситуация, что такой предмет для ее ребенка вообще будет присутствовать в сетке образования», — считает председатель управляющего совета школы.
Чьи пособия
«Никакой он не религиозный, никакой он не миссионерский. Абсолютно социально-культурологический курс. Считать его миссионерским — абсурд... Если бы мы считали, что этот курс рассказывает о православной культуре, мы бы не предлагали свой курс. Логично?» — сказал МОСЛЕНТЕ представитель синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ иеромонах Геннадий (Войтишко).
Комментировать обращение родителей в прокуратуру представитель церкви считает нецелесообразным, потому что «это вопрос департамента образования города Москвы и прокуратуры, коль она там упомянута». Кроме того, иеромонах подчеркнул, что РПЦ вообще не имеет к этому курсу никакого отношения.
«Истоки» выпускает одноименный издательский дом, который, по данным «Коммерсанта», за пять лет продажи учебников заработал 22,5 млн рублей. Согласно информации с сайта компании, курс был разработан двумя ленами-корреспондентами РАЕН (Российская академия естественных наук — общественная организация, не имеющая отношения к РАН и которую часто критикуют ученые): главным редактором издательства Игорем Кузьминым и профессором Вологодского педагогического университета Александром Камкиным.
В издательстве МОСЛЕНТЕ заявили, что ничего комментировать не будут, а о законе о СМИ никогда не слышали.
Какой выход?
Сейчас ученики пятого класса школы № 2065 изучают «Истоки» без учебников — по настоянию родителей их разрешили сдать обратно в библиотеку. Герасимова рассказала, что с учителем они тоже поговорили и надеются, что она сможет подать необходимую информацию максимально нейтрально.
«Первая тема — про соху и топор, но приближается тема икон — пять часов на нее дается. То есть начнется изучение религии. Хорошо, что учебников уже нет и учитель предупрежден. Но я все равно ребенка каждый раз спрашиваю после урока, что рассказывали», — отметила она.
Официальной реакции школы и департамента на обращение в прокуратуру пока нет. Родители ждут результата — они уверены, что учебник противоречит Конституции и закону «О свободе совести». По регламенту, прокуратура должна ответить через месяц.
См. подробнее: http://moslenta.ru/article/2016/12/09/istoki



no subject
Date: 2016-12-10 01:25 pm (UTC)no subject
Date: 2016-12-10 08:56 pm (UTC)Как факт искусства и исторической духовности..
А когда их изучают в аспекте какой то мистичности и все такое - то это херня в светском государстве..
no subject
Date: 2016-12-10 09:01 pm (UTC)Кстати, вменяемый текст по этому поводу был написан по-моему Трубецким в эмиграции. Называется "богословие иконы". Вполне правильное пособие для учителя, из которого можно сделать цикл лекций или уроков.
no subject
Date: 2016-12-10 09:06 pm (UTC)А если придет в школу сиволапый поп с семинарии -то что он может рассказать, чему научить..
Кроме отрывков из мистического богословия...
Сомневаюсь
no subject
Date: 2016-12-10 09:04 pm (UTC)no subject
Date: 2016-12-10 09:08 pm (UTC)И, главное. педагог..
АП эти черти залезают в школу -главным образом, только для того, что бы приход был побольше, денешка капала..
Хотя, канешно, Трубецкой выше рангом...
no subject
Date: 2016-12-10 09:36 pm (UTC)no subject
Date: 2016-12-11 10:39 am (UTC)И времени нет, а главное -я же заряжен на иное....
Но почитываю: у меня есть две книги по догматическому богословию (учебники для духовных академий) , Лосский и т.п.
Там тоже есть нечто интересное...
З.Ы. Я же вообще не против веры...
в целом..
За что мне нДравится баптизм - там нет попов... хе-хе..
демократия веры -более/менее..
no subject
Date: 2016-12-10 09:41 pm (UTC)no subject
Date: 2016-12-11 10:36 am (UTC)"трудовик"..
У нас попы залезли..
Вначале ходили в штатском, потом уже и в рясах и с крестами..
(у них тож "часов" 9точнее заработков" не хватает..
У нас в районе уже их 62 только священника(а ещё и иной клир), не считая епископа..
А церквей то по району не более 12..
Вот они и сидят на "подчитках" на кладбище, где ещё..
им же тоже жрать то нада..
Вот про духовность и рассказывают хе-хе..
no subject
Date: 2016-12-10 02:55 pm (UTC)Ну и что, что иконы изучают?!
Культура-это как раз то, что сегодня особенно не хватает детяям для формирования личности...
То есть, буддистами и прочими веганами детям становиться можно, а узнать истоки религии для общего развития-ни-ни?!
Может, посетив эти уроки духовности, дети перестанут забивать друг друга насмерть, прыгать с крыш многэтажек, рожать в 12 лет и спиваться в 10??!!
no subject
Date: 2016-12-10 08:54 pm (UTC)И как факт искусства, духовности, и как средство забить голову дурью, мистикой..
Тем более, что большинство икон0мироносцев - это обман народа..
2. Да уж, ох как нам, россиянам не хватает культуры..
И именно и главным образом из-за нашей религии -православия у нас университет был открыт на 7 веков позже, чем у тех же итальянцев-католиков. Православие запрещало театр, музыку, светскую литературу и у нас только в 18 веке стали писать светские стихи, драмы, повести..
Тогда как в Европе уже веками прославились Данте, Эразм, РОнсар и др.
ТОже можно сказать и про другие области культуры..
да и счаз некоторые мракобесы портят кровь искусству, культуре...
3.Ну, насчет молодёжи: поверьте мне, что в наши годы (когда осталась ведущей идеологией религия -иной то нет), то молодежь гораздо больше прыгает с крыш, рожает в 12 лет и тому подобное, чем во времена коммунистической идеологии и морали..
С этим вы не можете не согласиться - а значит ваш пассаж на эту тему33 - впустую...
З.Ы. Ничего личного,
чмок...
З.Ы.Ы. Я же не против веры -ради бога.. все верят (в то или иное).
Но:
во 1-х) есть разница между верой (а христианская вера, в отличие от многих -личностная), , а не государственно-общественная).
во 2-х: у нас по конституции светское государство, а попы просто таки лезхут без мыла во все места..
Именно их алчность и лицемерие и вызывает более всего неприязнь...