al391: (Default)
[personal profile] al391
От автора: «Моя дочь пришла из школы после контрольной по истории. — Папа, давай я тебя проэкзаменую по теме: СССР в 1945-53 годах!» : Какой академик преследовал науку генетику? Какие литературные журналы закрыл Жданов? О чём был спор между Сталиным и Вознесенским? Почему начали арестовывать врачей?

Экзамен я, конечно, выдержал. Потому что и про академика Лысенко, и про разгром журналов «Звезда» и «Ленинград», где публиковались Ахматова и Зощенко, и про «Ленинградское дело», и про «Дело врачей» наслышан с юных лет, со времён перестройки... Но дальше пришла моя очередь задавать вопросы.

— И это всё, что у вас было на контрольной? А про достижения того времени вас учат? Какие заводы были построены, какие города? То, что каждую весну выходило постановление о снижении цен на продукты и бытовые товары? Слышала, у Высоцкого есть песня про послевоенное детство: «Было время, и цены снижали!»
— Снижали?! — удивилась дочка. — А у нас в учебнике табличка, насколько выросли цены в этот период…
Тут я не выдержал, потому что у меня возникло впечатление, что их учат истории какого-то другого народа.

— Подумай, какое отношение имеют Лысенко, Вознесенский и Вовси, «Звезда» и «Ленинград» к жизни твоих прабабушек и прадедушек? Как это их коснулось? Скорее всего, никак. А теперь давай поговорим про настоящую жизнь после войны. Следы этой жизни и сейчас вокруг нас, стоит только оглянуться.

Какая улица в нашем городе самая красивая? Правильно, проспект Ленина! А ещё перекрёсток Кирова и Кутузова. Всё это так называемая «сталинская архитектура». В любой город, куда ты ни приедешь: в Воронеж, Курск, Тулу, Москву, — всюду выделяются своим стилем послевоенные кварталы. Дом, где живут твои бабушка и дедушка в посёлке Металлургов, тоже построен в это время. Квартира с высоким потолком, большой кухней, балконом, эркерами. Такое жильё не для каких-то «шишек» предназначалось — для простых рабочих, инженеров НТМЗ.
А ведь строили не только парадные «сталинки». Посмотри на частный сектор: Рудная, Сортировочная, Бункерная — до самой Щегловской засеки тянутся одноэтажные домики, построенные после войны. Нищие тогда были, недоедали? Да, недоедали. Но сколько жилья сумели построить!

Теперь вспомни, когда входим в деревню к бабушке Ире, сплошной стеной от трассы до пруда стоят тополя. И вдоль всех полевых дорог тянутся такие же лесополосы: клёны, акации, другие деревья. Откуда они взялись? Думаешь, всегда тут росли? Нет, они появились после войны. В 1946 году была сильная засуха, некоторые люди даже умерли от голода. И тогда был принят Сталинский план преобразования природы. Чтобы защитить степь от суховеев, были посажены многие тысячи километров лесозащитных полос. Твои бабушки и дедушки пионерами ухаживали за этими саженцами. С тех пор засухи не приносят жестоких последствий, послевоенные лесополосызащищают нас.

Кстати, решение о строительстве Северо-Крымского канала, который обводнил сухие степи Крыма и из-за которого сейчас спорят Украина и Россия, тоже было частью этого плана. Посмотри ещё на больницы в наших райцентрах. Без труда узнаешь «сталинскую архитектуру» и в них. В каждом маленьком городке появился такой лечебный центр. Да-да, и тот самый, в котором твой папка родился. Но дело не в том, что они до сих пор солидно смотрятся, хоть многие с тех пор запущены и даже закрыты. Дело в том, что благодаря развитию медицины детская смертность за десять послевоенных лет снизилась в шесть раз.

Перед войной 30 процентов детей умирало от болезней — задумайся, каждый третий! Вспомни свою группу в детском саду и представь, что пятерых уже нет. Страшно подумать, правда? А в 1955 году детская смертность снизилась до 5 процентов. В семьях твоих бабушек и дедушек никто не умер после войны. А у прабабушек и прадедушек сосчитать умерших братиков и сестричек — пальцев на руках не хватит! Вот как всё изменилось за одно десятилетие. Теперь-то нам кажется, что это обычное дело: раз ребёнок родился, медицина обязана его защитить. А тогда это был колоссальный прогресс. Напомню: в стране, поднимавшейся из военных руин.

То, что Лысенко и Презент испортили развитие генетики, признаю — очень плохо. Но разве одной генетикой исчерпывалась наша наука? Научный подъём был фантастический! Разве не удивительно, что мы за четыре года в разорённой стране догнали американцев, научившись делать атомные бомбы? А с изготовлением более мощной водородной бомбы и вовсе США перегнали. Но так ведь мы не только ядерное оружие делали, но и первыми на планете начали использовать мирный атом. Первая атомная электростанция в Обнинске пущена в 1954 году. Что же в ваших контрольных об этом вопросов не задают?

В 1946 году в нашей стране были созданы первые реактивные самолёты: МиГ-9 и Як-15. А в 1954 году в серийное производство уже запущен МиГ-19, способный летать быстрее звука. Про это тоже в контрольной молчок?
Ударными темпами развивалась промышленность. Уже через семь лет после победы мы добывали угля вдвое больше, чем до войны. Все наши соседние, знакомые тебе шахтёрские городки: Суворов, Кимовск, Киреевск, Липки, Советск, — возникли в это время. А если по всей стране посчитать, выросли многие сотни новых городов.

Рассказываю я всё это и думаю: почему? Почему мы всюду кричим, что живём в свободной стране со свободным распространением информации, а я собственному ребёнку пересказываю историю родного народа как откровение? Как какую-то почти конспиративную тайну, которая и в учебниках не записана, и по телевидению редко звучит?
Какое представление о своих предках получат дети, начитавшись таких учебников? Что жили в «этой стране» двести миллионов олигофренов, которых непрерывно репрессировали, у которых отнимали журналы и генетику, писателей и врачей, а когда умер тот, кто творил все эти безобразия, они вместо того, чтобы радоваться, взяли и ударились в плач?
Что, кроме стыда, должен испытывать школьник, пройдя курс такой истории?
Стыда за время грандиозных перемен, небывалых успехов?!

Был я несколько лет назад в Польше и ради интереса купил их учебник. Вроде бы Польша — страна, к социалистической эпохе ещё более враждебная. Чему же они своих детей учат? Думаете, так же ругают своё советское прошлое? Не угадали. Ругают они только СССР. А Польскую народную республику и её коммунистических руководителей хвалят — за то, что индустрию развивали, детские здравницы строили, бесплатное высшее образование студентам давали. Да много ещё за что.

Вот это национальный подход. Надо уважать своих предков, гордиться их успехами — независимо от того, под знаменем какого цвета они этих успехов достигли.
Тем более, нам-то есть чем гордиться.

PS: Только не надо записывать меня в сталинисты. Вынесите это имя за скобки — не о нём сейчас речь. Просто я предлагаю всем нам видеть прошлое не как историю Сталина и Вознесенского, Лысенко и Вовси, а как историю своих собственных предков, сородичей и земляков.
И тогда всё встанет на свои места.
Алексей Степанов//back-in-ussr.com

Date: 2016-10-13 03:11 pm (UTC)
From: [identity profile] cittadino-vero.livejournal.com
Читать некогда .... вот тебе, знаю, ты любишь ....))


Date: 2016-10-13 03:38 pm (UTC)
From: [identity profile] elviraelja.livejournal.com
Мы с сыном были в Питере года три тому назад. Понятное дело- музеи, парки, Нева, Невский проспект... Но, меня удивило, что больше всего ему понравился Московский проспект. Сталинская застройка. Его восхитили эти огромные монументальные здания, широкие площади и фонтаны! И это все отстроено после такой тяжелой войны!

Date: 2016-10-13 03:55 pm (UTC)
From: [identity profile] al391.livejournal.com
Да, есть такое...
Я сам родился и живу в сталинском доме..

Нада критикуя прошлого не абсолютизировать эту критику и видеть в прошлом и положительные черты...

А как же?
Привет, Ал

З.Ы. С другой стороны и Гитлер выстроил многое (как и всякие диктаторы; Муссолини, Каддафи и т.п.)..
Это отоже нада понимать....
Edited Date: 2016-10-13 03:56 pm (UTC)

Date: 2016-10-13 04:26 pm (UTC)
From: [identity profile] eugene naumovich (from livejournal.com)
Cталинки совершенно мизерный процент от нужного жилья составляли. Ими отстраивали несколько центральных улиц, что б картинка была. А в основном сторили-то баракко, которые ещё и после перестройки сносили.
"Подумай, какое отношение имеют Лысенко, Вознесенский и Вовси, «Звезда» и «Ленинград» к жизни твоих прабабушек и прадедушек? Как это их коснулось? Скорее всего, никак." - ну, это да. Никак не коснулось: они ишачили, что бы на еду хватало. Во что Лысенко обошелся, у Любищева расписано.
Гордящимся за советскую родину рекомендую гордится колхозными пенсиями, "чернилами" и абортами на душу населения: тут вышло особенно круто.

Date: 2016-10-13 04:29 pm (UTC)
From: [identity profile] al391.livejournal.com
Да уж...

Гордится тут особо нечего - согласен...
(хотя и жил в тех же сталинках хе-хе)

Впрочем, какая то ностальгия по молодости может быть и у нормального человека..
Главное - правильно понимать, различать, типа, исторические сущности и явления...
:-)))))))))))))))))

Привет, Ал

Date: 2016-10-13 04:37 pm (UTC)
From: [identity profile] eugene naumovich (from livejournal.com)
Так и я жил. Оно конечено лучше хрущёвки и даже брежневки, но случалось мне посещать и бараки с удобствами во дворе. И бараков я этих видел куда больше, чем сталинок.
Ностальгия- это хорошо... Я вот до сих пор вспоминаю: часов 7 утра, стоишь на кухне, смотришь на восходящее солнце, морозец такой прихватывает, потягивашь пиво из горла, и после пятого глотка опускает...

Date: 2016-10-13 04:48 pm (UTC)
From: [identity profile] al391.livejournal.com
Дык кто не помнит бараки...

Я и землянки помню (еле-еле, больше мои старшие братья и сестры помнили) когда нас сослали после войны с Крыма.. Вырыли яму, дали несколько бревен и досок, остальное наши сами доделали - так мы и жили -хорошо казахи-соседи помогали, кормили...

Потом жили и в бараке - с деревянными стенами, ведром для ночных эксцессов, умывалиниками на улице и сортирами -на всех..
В детстве мы там на девочек -извини -поглядывали... хе-хе в щелки..

Только потом, когда все стало по иному, мать стала работать на воле, стала директором школы и нам в 1959 году дали квартиру св сталинке...
так что и барак помню..
А к нам ещё с барака долго ходили в ванну мыться хе-хе...

Date: 2016-10-14 12:00 pm (UTC)
From: [identity profile] kh-sugutskiy.livejournal.com
Лысенко признан в генетике. Условия среды меняют генотип

А Вавилов оказался не прав
Дикие сорта зерновых не смешиваются с культурными
и все зря его походы в поисках генетических материалов

на счет архитектуры. Тираны тоже имеют вкус
Не все же остальным
Edited Date: 2016-10-14 12:02 pm (UTC)

Date: 2016-10-14 08:38 pm (UTC)
From: [identity profile] al391.livejournal.com
Про Лысенко -не нада..
Если мало понимаешь...

А про эстетику - знаем, какие красивые люстры делали из человеческой кожи...

Date: 2016-10-14 08:43 pm (UTC)
From: [identity profile] kh-sugutskiy.livejournal.com
достаточно понимаю
Культурные зерновые имеют двойной набор хромосом
И не образуют новые с дикими
Хоть тресни
А закаливание и всякая ерунда применятся в сх
И все это передается по наследству
Фенотип влияет на генотип

Date: 2016-10-14 08:49 pm (UTC)
From: [identity profile] al391.livejournal.com
не ври..
Тот же саратовский Н. Цицин уже вырастил гибрид пшеницы и пырея.

Получилась многолетняя пшеница, просто пока урожай маловат...

Почитай про это: http://agro2b.ru/ru/companiesnews/25132-Volshebnaya-mnogoletnyaya-pshenica-Rossii-nauchilis-vyrashtivat.html

Date: 2016-10-14 08:50 pm (UTC)
From: [identity profile] kh-sugutskiy.livejournal.com
много вырастил?
намухлевал

Date: 2016-10-14 09:49 pm (UTC)
From: [identity profile] al391.livejournal.com
да нет -почитай

Date: 2016-10-14 09:51 pm (UTC)
From: [identity profile] kh-sugutskiy.livejournal.com
генная инженерия
можно и таракана ген туда всунуть
а так не общаются

Date: 2016-10-14 09:57 pm (UTC)
From: [identity profile] al391.livejournal.com
я бы тебе всунул.... ежа...
:-)))))))))))))))
шучу...

Profile

al391: (Default)
al391

October 2018

S M T W T F S
 1234 56
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 29th, 2026 09:19 am
Powered by Dreamwidth Studios