al391: (Default)
[personal profile] al391

В путинской России  примерно к 2004 году возник своеобразный контракт между населением и властью: у власти (не у нас... хе-хе) появились большие нефтяные доходы. Потому и большие реформы, было начавшиеся  в 2000-20003 гг. стали сворачиваться (дело ЮКОСА этому   сильно поспособствовало).
Желание населения уйти в молодом возрасте на ренту-пенсию (а 1000 лет — не возраст для страны, китайцев спросите) сошлось с намерениями власти. Фактически власть и население сговорились на формуле: стабильность в обмен на лояльность. Люди получали рост доходов — 8—9% годового роста реальных доходов с 2002 по 2008 год. Власть не сильно вмешивается в дела населения и бизнеса, те не лезут в дела государства — и эта формула вполне работала до кризиса 2008—2009 годов.

Потом - в 2008—2009 гг. -  денег, которые могли бы обеспечить стабильность, стало гораздо меньше, и властью был выбран другой вариант: а давайте дадим деньги бюджетникам и пенсионерам, они нас завсегда и поддержат.
Это было политически весьма "мудрое" решение , но экономически — катастрофическое. Потому что да, подняли пенсии, дали деньги бюджетникам, но экономика страны оказалась не в состоянии нести такой груз, и как социальное государство Россия  оказалась весьма неэффективна.
Социальное государство — это роскошь, которую может себе позволить, например,  Германия. А российская экономика  - в силу  её  экстенсивного характера - не может нести такой груз. Но через кризис 2011—2012 годов, через Болотную этот социальный контракт, то есть социальные обязательства бюджета в обмен на лояльность, позволил власти в итоге получить поддержку большинства. Так мы вышли в 2014 год.

Но с 2014 года мы живем в совсем другой системе социального контракта.
Стабильность и социальные гарантии в обмен на лояльность — этим уже почти и не пахнет.... Почему? Дефицитные региональные бюджеты, тающая пенсионная система. Что делать, когда невозможно удержать экономическую динамику? Тут и  потребовалась компенсация замедления развития расширением пространства России —  мы пришли в Крым и Севастополь, Арктика как часть российской территории, фактическое уничтожение границы с Абхазией, другими сателлитами... Вековечное решение проблемы с помощью экстенсивного фактора...
И все это на фоне  экономической стагнации, переходящей в рецессию, и слабой инновационной динамики, санкций, неприязненного мирового общественногг мнения, войны в Донбассе, дальнейшей милитаризации экономики и общества, роста патриотизма и шовинизма. У нас падает ВВП, мы находимся в инвестиционном кризисе, но если мы посмотрим на социальные показатели, то они нам сообщат поразительные известия. Индекс поддержки власти не падает, несмотря на то что уже на 10% упали доходы населения. Мы вошли в новую, хорошо забытую старую российскую модель социального контракта, когда в качестве  высшей ценности предлагается не стабильность, а принадлежность к великой державе.

Таким образом, мы видим, что путинской властью использована  вся выработанная колея привычно монльско-византийскихь наших ценностей ценности, способная  разменять нашу  собственную социальную  активность на те или иные формы социальной пассивности (например, лояльность и готовность отказаться от тех или иных демократических институтов). Именно: на личное благосостояние, или на социальные гарантии, или на статус великой державы. И это в условиях той "qwerty", в которой мы живем не одно уже столетие -  реальный обмен для насельников наших весей и городов. Именно поэтому мы не видим социальных протестов в условиях всё более падающего экономического благосостояния населения, закручивания гаек.

В этих стереотипических для России условиях (традициях) россиянин привычно идет на самоограничение ради принятия такой  исторически отшлифованной ценности  русского мира.
В принципе, такое уже дважды встречалось в российской истории. Так строился контракт при Петре I. Была определенная идеология модернизации: служба Российскому государству. При этом население при Петре уменьшилось на 20%. И второй раз такое было, когда шла сталинская модернизация. Тогда в 1930-е годы прекратили проводить перепись населения, потому что началась убыль. Опять рывок в великую державу съедал население страны.
Скажем прямо: сейчас такое  едва ли возможно. Мы, похоже, поимеем вариант-лайт. Потому что нет к репостнической зависимости всего населения (ну, есть немножко гастарбайтеров без паспортов, которые живут в очень похожей системе, например, 1 -1,5 млн человек. Но ведь не 100 млн). Нет такой абсолютной монархии, которая обладала бы силой принуждения, способной закрыть границы и выстроить аппараты, давящие население. Это ныне    была бы довольно таки дорогостоящая история. Да и тем же  большевикам пришлось потратить почти десять лет после Гражданской войны, чтобы выстроить аппараты, удерживающие население.

Date: 2015-09-11 05:05 pm (UTC)
From: [identity profile] zveriozha.livejournal.com
Такое студентам надо рассказывать.

Date: 2015-09-11 07:15 pm (UTC)
From: [identity profile] al391.livejournal.com
Так я и рассказываю (уже не один десяток лет)....

И иногда конспект лекции помещаю и здесь хе-хе..
Здесь тоже полно студекнтов....

Date: 2015-09-12 02:18 am (UTC)
From: [identity profile] zveriozha.livejournal.com
А руководство ВУЗов не стремается, что такие лекции у них читают? :)

Date: 2015-09-14 12:08 pm (UTC)
From: [identity profile] al391.livejournal.com
Дык гонгяет...
Но и им счаз главное, что бы бумажки отчеты заполнены..
Да и я единственный так тав крупный автиоритет на эту тему на ближайшие 300 км.... хек-хе...


Так, поругивают для приличия...
А сами в компаниях за столом- говорят то же...
Edited Date: 2015-09-14 12:09 pm (UTC)

Profile

al391: (Default)
al391

October 2018

S M T W T F S
 1234 56
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 29th, 2026 02:39 am
Powered by Dreamwidth Studios